0
(0)

Просмотрев развитие сюжета романа, от экспозиции его через завязку и развитие двух основных сюжетных линий к развязке их, мы отмечаем основную черту композиции: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета, проводится Пушкиным совершенно неукоснительно. Винтовка и сабля, упомянутые в описании постоялого двора, несомненно, оказались в дальнейшем среди тех тысяч винтовок и сабель, которые служили вооружением войскам Пугачева. «Князь 5.», упомянутый в главе первой, оказался нужным и в последней главе: он извещает отца Гринева о суде над его сыном. Изувеченный башкирец появляется два раза — он нужен и для указания на жестокость расправы с восставшими, и образно свидетельствует о той ненависти, которую угнетенные народности питали к слугам крепостнического самодержавного строя. Таких примеров можно привести много, и едва ли не самым ярким из них является знаменитый заячий тулупчик. Вторая черта композиции романа — строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость — общее свойство прозы Пушкина. Отметим еще в сюжетном построении романа противопоставление двух лагерей в рассказе о событиях 1773 -1774 гг. С одной стороны — лагерь правительственный, с другой — лагерь восставшего народа, лагерь Пугачева. Как они характеризуются автором семейных записок и автором романа — об этом сказано будет позже. Но уже здесь можно заметить, что сила жизни, поэзия борьбы, энергия чувствуются в изображении лагеря народа. И вялость, бледность отличает в романе лагерь правящего дворянского класса. Как же определить жанр произведения? Повесть это или роман? В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева с детских лет и до свадьбы, а в эпилоге сказано и о его дальнейшей жизни. Семейная история включается в широко  развернутое  изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена, при всей сжатости рассказа, достаточно полно и законченно: от начала восстания (намеки на подготовку к нему — уже в поговорках прохожего и хозяина постоялого двора) до поражения и гибели Пугачева. Художественное изображение в эпической форме каких-либо явлений частной или общественной жизни во всем их развитии от начала и до завершения — с охватом широкого круга жизни — основной признак романа. «Капитанская дочка» отвечает этим требованиям жанра. Следовательно, перед нами — роман. Так как основной темой его является изображение важных событий истории, мы назовем его историческим романом. Вспомним определение Пушкина, приведенное уже во вступительной беседе; « ..Одним словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Однако, в силу небольшого объема, «Капитанскую дочку» нередко называют повестью. В этом нельзя усматривать какую-то грубую ошибку, так как роман и повесть — смежные жанры, точную границу не всегда можно установить. Обратим внимание на форму романа Пушкина: «семейственные записки» (выражение Пушкина), мемуары. Повествование ведется от лица героя. Почему это оказалось удобным для автора? Потому, что целый ряд суждений и мыслей автор может отнести на счет своего героя, снять с себя ответственность за них. Это удобно для произведения на такую политически острую тему. Для нас это важно потому, что мы, разбирая роман, должны иметь в виду как бы два угла, две точки зрения на описываемые события: точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

 

0 / 5. 0

.