0
(0)

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф. М. Достоевский — настоящий знаток человеческой души, всю жизнь отстаивал идеалы гуманизма и справедливости, человек, для которого смысл жизни заключался в соблюдении христианских идеалов любви к ближнему.

 С христианских позиций все люди на земле — равны. Каждый человек, независимо от своей общественной, социальной значимости, имеет право на жизнь. Главный герой романа Ф. М. Достоевского \ «Преступление и наказание \» Родион Раскольников подверг сомнению неприкосновенность жизни человека, взял на себя роль судьи, который решает человеческую судьбу.

Раскольников нарушил не юридические, а христианские, нравственные законы. Родион — человек грешный, но, с точки зрения автора, грех убийства отходит здесь на второй план. Грехи героя — игнорирование христианских заповедей \ «(в том числе и заповеди \» Не убий! \ «).

В своем романе писатель осветил не только трагедию одного человека, он раскрыл главный конфликт эпохи: конфликт новых идей с христианскими постулатами. Шаг за шагом Достоевский показывает нам, как эти новые идеи разбиваются, столкнувшись с правдой жизни. Каждый персонаж произведения постепенно приводит нас к пониманию того, что никакие идеи, никакие новые веяния не могут противостоять законам человечности, морали и справедливости.

Вот перед нами настоящий вор П. П. Лужин. Он считает себя приверженцем идей новых поколений. Главное для него — добиться успеха и признания. Вместо \ «возлюбить ближнего \» он безумно полюбил себя, поэтому легко может переступить через людей и при этом не испытывать мук совести. Такой образ жизни приводит героя к тому, что от него отвернулись все. Он становится для окружающих (и для читателей тоже) отвратительным человеком в романе. Тем самым писатель дает понять, что идеи Лужина, его взгляды на жизнь и христианство неприемлемы, они не имеют права на существование.

Не скрывает автор своего отвращения к Свидригайлова — человека, который ради прихоти погубила Марфу Петровну, обидела Дуню. Родиона Раскольникова после убийства старухи спасла только Соня, которая подсказала верный путь — • путь любви и веры в Бога. Не сразу Родион смог стать на этот путь, но он был его единственным спасением.

Для героя все люди делятся на два типа: \ «твари дрожащие \» и \ «те, кто имеет право \». При этом первые, по его мнению, вовсе не нужны. Это мелкие люди, жизнь которых можно принести в жертву, например, своим идеям. Но в действительности такая позиция противоречит законам морали, законам человечности, ведь каждый человек имеет право на жизнь, и лишать ее этого жизнь не имеет права никто.

Воплощением этой идеи в романе предстает Соня Мармеладова, для которой грех убийства, равно как и грех самоубийства — страшный. Она способна видеть человека в каждом, даже убийцы, может оправдать пьянство, сочувствует горю окружающих. Героиня способна даже принести себя в жертву ради жизни своей семьи. Может оправдать и понять Соня и Родиона, но никогда не согласится признать его теорию, потому что, совершив покушение на жизнь другого человека, он убил человека в самом себе.

Автор романа \ «Преступление и наказание \» изображает преступление и наказание не только в привычном, юридическом смысле, он стремится донести до читателя, что это — кара моральная страдания души, которая избрала путь преступления. Достоевский глубоко убежден любое преступление влечет за собой другой: убив процентщицу, Раскольников вынужден пойти на следующее убийство — убийство невинного Лизаветы, которая стала свидетелем первого преступления. Новое преступление оказался случайным, нелепым, углубляет трагедию Раскольникова.

Автор романа считает, что побеждает человечный Раскольников, а жесткая идея терпит поражение. Несмотря на страшную тьму, изображенную Достоевским, вера в нравственную силу, мужество и решительность героя найти путь и средства истинного служения людям не оставляет читателя до конца произведения.

Герой Достоевского понял самого себя, если бы страдал только через убийство невинной Лизаветы, но Раскольникова больше мучает убийство процентщицы. Он снова и снова возвращается мыслями к своей теории, но чем чаще он задает себе вопрос: \ «Тварь я дрожащая или право имею? \», Тем больше склоняется к выводу, что оказался \ «вошью \», а не Наполеоном. Герой понимает, что его теория содержит некую непоправимую ошибку. Он не может объяснить ни себе, ни другим, почему ушел на это убийство, — и очень страдает.

Страдания героя усугубляются сознанием своей ошибки. Он считал, что жизнь старухи-процентщицы — очень мелкое, незаметное и поэтому его можно принести в жертву. Если жизнь его матери или его сестры для кого-то тоже окажется неважным? Если чья-то рука поднимется на их жизнь — жизнь дорогих Родиону людей? Ли злодей чем-то отличаться от самого Раскольникова? Герой понимает, что нет, и от этого его страдания усиливаются в тысячу раз, становясь невыносимыми. Он понимает, что никогда не избавится этих страданий. И понимает главное: никто не имеет права лишать человека жизни. И старая ростовщица, и несчастная Лизавета, и любой другой человек имеет право жить.

0 / 5. 0

.