0
(0)

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — масштабное исследование России после отмены крепостного права в 1861 г. Она повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей стране с целью узнать, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Поэма осталась несконченной.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
⦁ Начало 1860-х гг. начало работы над поэмой. 1865 г. окончание работы над первой частью.
⦁ 1866 г. публикация пролога в журнале «Современник» .
⦁ 1872 г. — написание части «Последыш».
⦁ 1873 г. — написание части «Крестьянка».
⦁ 1876 г. — написание части «Пир на весь мир».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
В поэме прослеживаются три формы развития сюжета.
1. Рассказ-монолог встреченного «счастливца»
(«Поп», «Помещик»),
2. Изображение того, что видят и слышат мужики как наблюдатели («Сельская ярмонка», «Последыш»).
3. Рассказ автора-повествователя без участия странников (о Григории Добросклонове).

Проблематика:
• счастье на социальном и философском уровне;
⦁ свобода и реформа;
⦁ терпение и бунт;
⦁ труд, пьянство и моральная деградация;
⦁ судьба русской женщины;
⦁ русский народный характер и народное творчество.
Чёткой структуры расположения глав в произведении нет. Традиционна такая последовательность .

Часть 1. Пролог.

Семь мужиков поспорили, кому на Руси жить хорошо, и отправились искать правду по дорогам и сёлам матушки Руси. В помощь им даётся скатерть самобраная.

Глава 1. «Поп».

Формула счастья попа «покой, богатство, честь». Но у священников лишь высшее духовенство живёт хорошо, а поп не может быть счастлив, так как зависит от благосостояния своего кормильца —
народа.

Глава 2 «Сельская ярмонка».

Главное действующее лицо — многоликая толпа, народ, который сам рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своей жизни.

Глава 3 «Пьяная ночь».

Мужики наблюдают пьяный разгул, знакомятся с Якимом Нагим,
который объясняет им, что мужики больше работают, чем пьют, а пьянство — это средство утешения, поскольку на одного мужика по три дармоеда приходится — «Бог, царь и господин».

Глава 4 «Очастпивые».

За ведро водки несчастные начинают доказывать, что они счастливы, описывая трудную жизнь. Герои узнают о Ермиле Гирине, который пожертвовал своим счастьем ради народа.

Глава 5 «Помещик».

Помещик Оболт-Оболдуев поведал мужикам о своём несчастье: после отмены крепостного права он не может вести прежней безбедной и праздной жизни.

Часть 2 «Последыш».

Житель деревни Вахлаки, Влас, рассказывает мужикам, что за плату крестьяне согласились делать вид перед полубезумным князем
Утятиным, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно
полноценными людьми.

Часть 3 «Крестьянка».

О своей «счастливой» судьбе мужикам рассказывает Матрёна Тимофеевна. Её характер закалялся в трудностях и горе (тяжёлое положение в семье мужа, смерть ребёнка, мужа забрали в рекруты).

Часть 4 «Пир на весь мир».

Рассказы местных жителей деревни Вахлаки. В рассказе «Про холопа примерного — Якова Bepного» Яков мстит барину за издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. В легенде «О двух великих грешниках» разбойник Кудеяр свои грехи искупает не смирением, а убийством злодея — пана Глуховского и т. д.

Последним Н. А. Некрасов вводит в поэму образ народного заступника Гриши Добросклонова (но он первый по важности). Гриша поёт песни о матушке Руси и видит своё счастье в служении народу. Возможно, для поэта это будущий народный герой.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Яким Нагой

  • крестьянин-труженик с сильным характером;
  • видит общественную несправедливость по отношению к народу:
    Работаешь один,
    А чуть работа кончена,
    Гляди, стоят три дольщика:
    Бог, царь и господин!
  • считает, что пьянство — следствие бедности.

Ермила Гирин

  • известен своей честностью, был выбран бурмистром Адовщины; уволился, снял в аренду мельницу: «И стал он пуще прежнего // Всему народу люб: // Брал за помол по совести»;

  • в связи с отказом помогать усмирению крестьянского восстания находится в остроге

Савелий

  • богатырь святорусский: «Что мы — богатыри / / в том богатырство русское»;
  • о себе: «Клейменный, да не раб!»

Матрёна Тимофеевна

  • крестьянка с типичной судьбой, которая испытала за свою
    жизнь много насилия и унижений, голод:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Зеброшены, по леряны
    У Бога самого! ..

Григорий Добросклонов

  • преисполнен решимости посвятить жизнь народу:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай Господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси!
  • пропагандист-революционер из народной среды, в его уста автор вкладывает свои убеждения

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: счастье народа.
⦁ Идея: на Руси несчастны как люди из высшего сословия поп, помещик, купец, так и простые крестьяне. Личное счастье без счастья народного невозможно. И если счастья нет, то его нужно добыть в борьбе самостоятельно.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Кому на Руси жить хорошо» — реалистическая лира-эпическая поэма-эпопея:
⦁ повествование о жизни нации в переломный момент;
⦁ рассказ в форме путешествия;
⦁ символика народного эпоса;
⦁ совмещение фантастических и реально-бытовых образов;
⦁ широкий охват действующих лиц и пространственных границ;
⦁ эпическое повествование в сочетании с фольклором.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Народные типы: Яким Нагой, Павлуша Веретенников, Матрёна Тимофеевна Корчагина, Ермил Гирин, Влас, русский богатырь —
дедушка Савелий и др.
⦁ Речевое богатство: просторечная лексика (втемяшится в башку, хрюкало), фразеологизмы, народные обороты.
⦁ Фольклорные мотивы: «и рад бы в рай, да дверь-то где?» (в основе лежит пословица: «Рад бы в рай, да грехи не пускают») и многие другие; загадки (всю жизнь свою ты кланялся — топор); сказочные элементы (говорящая пеночка, скатерть самобраная и др.); песни (выражают сознание народа и дают ответ на главный вопрос о счастье); средства былинного эпоса (путь-дороженьку, гулять-погуливать, кричать-покрикивать).

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Развитие событий в поэме происходит в дороге, символизирующей жизненный путь, так же, как и в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя.
Тема крепостного права также затрагивается в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, пьесе «Недоросль» Д. И. Фонвизина и других
произведениях.

0 / 5. 0

.