0
(0)

В общественной ситуации 1860-х годов конфликт прошлого и наступающего был очевиден. Он легко прочитывался современниками Тургенева уже в названии романа. Всем было ясно, что крепостное право обречено. Вопрос был в том, кто и какими способами будет решать давно назревшие проблемы, народную судьбу.

Хотя Тургенев говорил: «Николай Петрович Кирсанов — это я», он не щадит себя и свое поколение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Но в то же время писатель не хочет изобразить нигилиста-разночинца положительным героем, при этом отказавшись от мысли о его карикатурном изображении.

Критикуя дворянство, Тургенев противится разрушению культуры, отрицанию духовных ценностей, накопленных поколениями лучших представителей дворянства.

Тургенев не случайно выбрал в герои людей, вполне заслуживающих уважения: братьев Кирсановых. Но если такие люди проявляют «слабость И вялость или ограниченность», то что же
остальные? Или, как говорил сам Тургенев: «Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельностъ».

Идейный противник, антагонист дворян — Базаров. Может быть, такие, как он, знают верный путь? Нет, с точки зрения писателя, и у нигилистов масса заблуждений и они не выдерживают
проверки жизнью.

Если посмотреть непредвзято, то обе стороны высказывают вполне убедительные доводы в защиту своих позиций. Тургенев заключает: «Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Эти столкновения, конфликты и стали центром романа «Отцы и дети».

Но название романа глубже, чем понятный современникам Тургенева конфликт либералов и демократов, аристократов и разночинцев. Вечный, непреходящий смысл названия — в периодическом конфликте поколений. Драматизм исторического развития в том, что прогресс человечества совершается через смену поколений.

Сама природа смягчает этот драматизм силой родительской и сыновней любви. По представлениям Тургенева, «молодость» и «старость» взаимно уравновешивают друг друга: молодость идет вперед, преодолевая консерватизм старости, а старость сдерживает порывистость и неопытность юности, стараясь передать ей свой жизненный опыт.

Но противоречия между «отцами» и «детьми» зашли так далеко, что затронули природные основы бытия. Последствия таких противоречий — трагический разлад, разрыв связи времен, прекращение культурной преемственности поколений.

«Я попытался представить конфликт двух поколений», — писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру романа.

0 / 5. 0

.