3.2
(11)

— Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу  Паустовского «Корзина с еловыми  шишками». И начну я с вопроса: какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
— Грустно и легко стало на душе.
— Осталось ощущение счастья, нежности. Этот рассказ очень светлый.
— Я радовался за Дагни.
— Обратимся к началу рассказа и прочитаем описание горного леса. Что останавливает в нем автора?
— Шелест листьев, грибной воздух.
— В этих лесах слышен шум прибоя.
— В них буйно разрастается мох и живет веселое эхо.
— Прочитаем описание осени. На что обращает наше внимание автор? Нравится ли ему осень?
— Ему нравятся листья осины. Он пишет, что они дрожат даже от птичьего свиста.
— Видно, что осень он любит.
— Именно в прекрасном горном лесу замечательным осенним деньком встретились композитор Эдвард Григ и маленькая дочь лесника Дагни Педерсен. Что прежде всего привлекло его в этой девочке?
— у нее были очень красивые глаза. «Зрачки у нее зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва».
— А как вы думаете, почему Григу захотелось посвятить музыку Дагни?
— Его поразила ее открытость, красота.
— Ему, наверное, понравились размышления о старой маминой кукле и то, что Дагни собирала еловые шишки.
— В ее глазах отражалась красота природы, которую Григ видел вокруг.
— Ему понравилась эта девочка, а подарить было нечего, хотя она ничего и не просила, даже когда он упомянул о подарке.
— Когда девочка приглашает композитора к себе домой, она рассказывает о том, что у них есть Вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Почему она вспомнила
именно о них?
— Они дороги ей. Она хочет поделиться своими радостями с этим человеком.
— А теперь перенесемся в квартиру Грига. Что она представляла собой?
— В ней был только старый диван и рояль.
— «Рояль мог петь обо всем — о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали. Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами».
— Понравилось ли вам это описание?. Какие еще звуки жили в доме Грига?
— В доме слышалась песня сверчка, звуки капающей воды .
— О чем же была музыкальная пьеса, посвященная Дагни? Что представлял себе Григ, когда писал свою музыку?
— Он видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает, благодарит его.
«Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны».
— Видно, что Дагни нравится Григу: ,,»От твоего голоса вздрагивает сердце, — признается он. — Да будет благословенно все, что окружает тебя и заставляет задуматься». Григ думал так и играл обо всем, что думал».
— С чем композитор сравнивает Дагни?
— С солнцем, с нежным ветром.
— С ранним утром, с белой ночью, с ее загадочным светом, с счастьем, с блеском зари.
— Вам понравились эти сравнения? Какое из них вам показалось наиболее ярким и почему?.
— Да, когда Дагни идет на концерт и слышит посвященную ей музыку. «у тебя на сердце расцвел белый цветок … » — говорит о Дагни Григ.
— А как вы думаете, почему именно этот цвет встречается так часто при описании Дагни?
— Белый цвет — это цвет чистоты.
— Девочка — светлое, чистое создание.
— Для Грига Дагни — это еще маленький, нежный цветок, который только начинает распускаться.
— Григ пишет музыку для Дагни зимой. Он видит, как за окном идет снег. И, может быть, поэтому и воспоминания о Дагни тоже такие же белые, чистые и легкие.
— Какой вы представляете себе музыку, посвященную Дагни?
— Она должна быть возвышенной, мечтательной, красивой.
— Она должна быть загадочной и очень нежной.
— Помните, кто были самыми любимыми слушателями Грига?
— Синицы за окном.
— Матросы, которые всхлипывали, слушая музыку.
— Прачка, которая, услышав музыку, отрывалась от работы и покачивала головой.
— Сверчок, который подглядывал в щелку за Григом.
— Снег, который останавливался, чтобы послушать звон, лившийся из окна.
— И улыбающаяся Золушка.
— В третьей части мы встречаемся со взрослой Дагни. Ей восемнадцать лет. И она приехала погостить к тетушке Магде. Что мы узнаем о Магде и ее муже?
— Магда была портнихой, а Нильс — парикмахером в театре.
— А помните о необычном развлечении Нильса? О загадочной комнате Магды?
— Он умел различать голоса пароходов.
— В комнате Магды было множество театральных вещей, на стенах висели картинки, вырезанные из книг и журналов.
— Случайно ли то, что Дагни увлеклась театром?. Почему она плакала после спектаклей? Как к этому относились Магда и ее муж?
— Она верила в то, что происходило на сцене.
— Она была очень отзывчива и принимала все происходящее на сцене близко к сердцу.
— Магда успокаивала ее, а Нильс говорил: «Пусть плачет. В театре надо всему верить».
— А помните, что Нильс говорил О музыке? Да, музыка — зеркало гения. Как вы понимаете эти слова?. Почему Магда звала своего мужа -чердачным философом»?
— Нильс — человек неученый, университетов не кончал, но он любил размышлять.
— Его учила жизнь и чердак, где он жил. И он был добрый и в своих размышлениях, и в делах.
— На кого быпв похожа Дагни, по словам Нильса?
— На первый аккорд увертюры.
— А увертюра — это вступление к МУЗыкальному произведению. Так почему Нильс употребляет такое сравнение?
— Дагни молода, она только вступает в жизнь, вот почему такое сравнение.
— А с кем сравнивает Нильс Магду и почему?
— Он сравнивает ее с колдуньей: она шьет костюмы, надевая которые люди перевоплощаются.
— Как по-вашему, случайно ли автор устраивает концерт, на который собиралась Дагни, в июне, в пору белых ночей»: Помните, как она оделась на концерт и почему?
— Дагни хотела надеть единственное белое платье, но «чердачный философ» посоветовал надеть черное. В белую ночь красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться.
— Писатель говорит, что платье было из таинственного бархата. И понимаешь, что в жизни Дагни должно что-то произойти, что-то невероятное, загадочное.
— Давайте прочитаем, как Дагни слушала пьесу, посвященную ей. Что скажете?
— Слушая музыку, она очень волновалась, переживала ее.
— Хочется вам послушать эту музыку? (Слушаем пьесу.) Что же удалось передать Григу в иузыкв? Почему она так сильно взволновала девушку?
— Она напомнила ей мир ее детства, разбудила самые лучшие
воспоминания.
— Только ли воспоминания?
— Надежды на лучшее.
— Стремление к красоте, к добру.
— Веру в счастье, в любовь.
— Как Вы думаете, за какую «щедрость» Дагни хотела поблагодарить Грига?
— Здесь имеется в виду щедрость души.
— Музыке он отдавал свое сердце, душу.
— Послушаем вместе заключительные строки рассказа.
(Дагни шла по пустынным улицам … Нильс, стоящий поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.)
Как Вы думаете, за что любила жизнь Дагни?
— За то, что живет.
— За то, что может наслаждаться музыкой, красотой мира.
Роберт БеЙшлаr. Девушка с кошкой. XIX век
— За то, что счастлива.
— Почему Нильс, а вместе с ним и писатель решили, что жизнь Дагни не пропадет даром?
— Он услышал ее счастливый смех и понял, что Дагни никогда никому не сделает плохо.
— Жизнь ее будет полна добра и света.
— В ее жизни обязательно будет большая любовь.
— Дагни будет щедрым человеком, таким же, как Григ, который подарил ей замечательную музыку, научил ее любить жизнь.
А что осталось у нас в душе после того, как мы прочитали, обсудили этот рассказ?
— Дагни останется в моей памяти как человек с красивой и чистой душой.
— Я поняла, что настоящей музыкой можно сказать человеку очень многое …
— Искусство делает человека лучше …
— В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

3.2 / 5. 11

.