2.7
(3)

Понятие Русской земли, да и вообще — либо Земли в смысле страны, многогранное и противоречивое: это и государство как политическое образование, и территория проживания определенного народа, и родная земля для каждого отдельного человека.

В «Слове о полку Игореве» Русская земля выступает не просто художественный образ, определенным пространством, а является центральным образом произведения, как ни странно это звучит. И исторические обстоятельства, и понятие патриотизма и любви к своей земле, и верования простых людей, — все это складывается в один образ вокруг которого происходит действие и который является красотой и привлекательностью произведения.

Речь идет о походе князя Игоря против половцев в 1185 году. Автор сердечно занимается княжеским противостоянием, осуждает их и призывает объединиться.

В «Слове о полку Игореве» живописно описана и земля в смысле природы. Именно это изображение красоты окружающего мира и стало украшением произведения. Хотя в ХII веке Русь уже была христианским государством, здесь процветало язычество, верования предков были достаточно сильными и составляли специфическую систему религиозных взглядов. С одной стороны, когда Игорь бежит из плена, Бог указывает ему дорогу. А с другой, в произведении часто упоминается и Дажьбог, и Велес и другие языческие идолы. Даже сама природа в произведении выступает живым существом.

В начале похода происходит затмение солнца. Игорь и его жена воспринимают это как дурную весть, но игнорируют этот знак. Природа в произведении помогает человеку и вредит ей, имеет собственные мысли и эмоции.

Например, деревья клонятся в тоске, облака заслоняют небо, когда жену Игоря разбито. Верование в одухотворенность природы хранились в сознании украинского народа на протяжении достаточно длительного времени. При некоторых формах они бытуют и сейчас: крестьянин, засевая землю, обращается к ней, прося об урожае, также обращается к солнцу, к дождю и ветру. Элементы мифологического мировоззрения не исчезли, они просто несколько изменились. Видимо поэтому персонификация природы в «Слове о полку Игореве» воспринимается современным читателем чем-то большим, чем просто художественный прием — это отражение мировоззрения, единение человека с внешним миром.

Русская земля является для князей и их войска, да и для самого автора, святой, она — самая большая ценность. За нее воины без колебаний отдают свою жизнь, мечта о ее благосостояние и безопасность людей. Достойное восхищения и подражания такое отношение предков к земле и природе.

Земля так же страдает и переживает поражением Игоря. Утром кровавые зори предвещают неудачную битву, а когда падают Игорю знамена, «стонет Киев над горою».

В «Слове о полку Игореве» много действующих лиц. Читателя поражают образы князей, замечательный поэтический образ княжны Ярославны, образы врагов, мужественной княжеской дружины. Но наиболее полным, наиболее совершенным и живым, привлекательным и мощным есть образ земли Русской. В те давние времена именно родная земля объединяла людей, являясь центральным образом не только этого древнего произведения, но и жизни людей. Надо верить, что времена, когда Родина является чем-то самом деле святым, не были, как не исчезли из Русской земли, а теперь — земле независимой Украины — люди, способные бороться за безопасность своего края, и объединиться в этой борьбе.

2.7 / 5. 3

.