5
(4)

«Реквием» Ахматовой — это модернистская поэма, выражающая масштабы народного горя и посвящённая всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал. 

В «Реквиеме» поднимаются проблемы ужасов сталинской эпохи, вечного повторения (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы); проблема памяти (реализуется в образе памятника автору, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а поставленным у стен тюрьмы, символизирующим непрерывные оскорбления и муки).

Трагедия одинокой женщины, матери, которая никак не дождётся
домой арестованного без вины сына, её жажда смерти как избавления от страданий по ходу поэмы становится трагедией тысяч матерей, чьи дети стали «врагами народа».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Толчком к написанию поэмы послужили трагические события из жизни А. А. Ахматовой: расстрел первого мужа, Н. Гумилёва, в 1921 г., арест второго мужа, Н, Пунина, и сына Л. Гумилёва в 1935 г., высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест
сына в 1938 г. и ссылка его в Сибирь на 10 лет.

⦁ С 1935 г. — написание поэмы в разные периоды. Долгое время А. А. Ахматова только читала её друзьям по памяти, а в 1950 г. решилась записать.
⦁ 1963 г. — первая публикация в Мюнхене.
⦁ 1987 г. — первая публикация в СССР, спустя 11 лет после смерти поэтессы, в журналах «Нева» и «Октябрь».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Проблематика: беспомощность и бесправие невинно осуждённых, боязнь, что горе людей будет забыто новыми поколениями.

Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых несёт определённую идею.

Эпиграф
Строки из стихотворения А. А. Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали … », написанное позже, чем поэма, — в 1961 г.

«Вместо предисловия»
Прозаический рассказ о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов, репрессии и произвол властей стали всеобщей трагедией.

«Посвящение»
Описание переживаний родственников и близких заключённых, которые много времени проводят в тюремных очередях.

«Вступление»
Переданы боль и горе, которые испытывает автор при мысли о трагических судьбах невинных людей. Предстаёт образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это скорее призрак, убитый горем до крайней степени: «Эта женщина больна, // Эта женщина одна … »

10 глав-стихотворений
Третье, четвёртое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. А. А. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях
и чувствах.

«Приговор»
Это седьмая часть, которая несёт идею человеческой стойкости. Для того чтобы выжить, мать должна научиться не чувствовать боли:
«Надо, чтоб душа окаменела». Однако всё это вынести трудно, поэтому
восьмая часть названа «К смерти».

«К смерти»
В восьмой главе героиня ожидает свою смерть, просит её ускорить свой приход, потому что жизнь утратила всякий смысл: «Ты всё равно придёшь, — зачем же не теперь?»

«Распятие»
В десятой части «Распятие» показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест.

«Эпилог»
Состоит из двух частей. В первой — обращение к тем, кто стоял вместе с А. А. Ахматовой в тюремной очереди, мольба о помощи, но не о себе одной, а обо всех убитых горем людях, стоявших «под красною
ослепшей стеною».

Во второй части А. А. Ахматова развивает тему назначения поэта и поэзии, возможного памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

       1. Реальная женщина

⦁ поэма автобиографична: А. А. Ахматова переживает личные трагедии (смерть Н. С. Гумилёва, аресты Н. Н. Пунина и сына);
⦁ женщина с достоинством и силой воли;
⦁ эмоциональна, не скрывает своего ужаса;
⦁ то охваченная безумием, призывающая смерть, то отстранённая и окаменелая от горя.

       2. Собирательный образ русской женщины

⦁ разговор в очереди показывает, что трагедия поэтессы не только личная, но и общая для всех женщин эпохи сталинского террора;
⦁ женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких;
⦁ все подруги по несчастью;
⦁ стоят и в холод, и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку

      3. Обобщающий образ Богоматери

⦁ образ-символ, обращение к библейским мотивам;
⦁ наиболее ярко проявляется в стихотворении «Распятие»;
⦁ образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: память, родина, страдания матери и всего народа.
⦁ Идея: память о том, что было сделано с народом во время сталинского террора, должна жить всегда; в поэме звучит призыв к будущим поколениям построить памятник народному страданию и не позволить этой страшной трагедии повториться.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ «Реквием» отличается как от стандартных поэм, так и от остальных поэм А. А. Ахматовой. Это лирический цикл, в него вошли написанные в разное время стихотворения, каждое со своим законченным сюжетом.
⦁ Поэма написана от 1-го лица — поэтессы и лирической героини; идея, лирическое начало соединяют стихи в одно целое.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Метафоры: лица опадают, летят недели, перед этим горем гнутся горы.

⦁ Антитеза: зверь — человек, каменное слово — живая грудь, горячая слеза — новогодний лёд.

⦁ Сравнения: выла старуха, как раненый зверь; подкрадись, как опытный бандит.

⦁ Оксюморон: звёзды смерти.

⦁ Гипербола: «Перед этим горем гнутся горы, // Не течёт великая река»

• Образы-символы: звезда, крест.

5 / 5. 4

.