Философский роман, поднимающий проблемы смысла жизни человека, места человека в истории, связи судьбы каждого с судьбами всех остальных, высшего предназначения человека, нравственного выбора, творчества.
Главный герой романа Юрий Живаго — не только врач, но и поэт, и роман наполнен его стихотворениями, которые образуют важную несобытийную часть сюжета. На основании этого можно сказать, что «Доктор Живаго» — пироэпический роман. Сквозные мотивы романа — железная дорога и трамвай как символ смерти (гибель отца Юры, выброшенного из вагона; «всадник смерти» бронепоезд Стрельникова; смерть самого Юрия Живаго на трамвайных рельсах); природа как символ торжествующей жизни.
Действие романа происходит в разных уголках России в период от начала века до Великой Отечественной войны. Роман повествует о судьбе Юрия Живаго, рано осиротевшего, женившегося на подруге детства Тоне и полюбившего впоследствии Лару Гишар, встреча с которой стала для него «судьбы сплетеньем».
Изначально революция мыслилась Живаго операцией по удалению язв, но впоследствии герой осознал, что в ходе этой операции будет поставлен в условия, лишающие его свободы.
Юрий Андреевич Живаго — как по профессии, так и по призванию, — гуманист, лекарь человеческих тел и душ. Он проносит через все тяготы времени здоровую (то есть гуманную, человеколюбивую, не ожесточённую) жизненную позицию. И именно в силу этого Живаго выбирает невмешательство, отказывается от навязываемого ему понимания долга и счастья. Ему дают винтовку, чтобы стрелять во врага, но Юрий Живаго стреляет в дерево. Ему велят лечить партизан, но доктор лечит раненого колчаковца Ранцевича.
В романе есть герой, сделавший иной нравственный выбор. Это Паша Антипов (Стрельников), муж Лары Гишар, отказавшийся и от своей семьи, и от фамилии. Выбор себя не оправдывает, и Паша становится жертвой истории, пуская себе пулю в лоб.
В конце романа жена Живаго Тоня эмигрирует в Европу, и Юрий настаивает на том, чтобы Лара ради её же безопасности уехала с Комаровским в Монголию. Он умирает в одиночестве. Жизнь Юрия Живаго замыкается на творчестве, что и нашло отражение в последней главе романа. Именно творчество как способ выйти за рамки быта и земного бытия становится оправданием жизни человека.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.