4.5
(4)

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Жанр стихотворения «О, как убийственно мы любим»: элегия (вид лирики — любовно-философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Кольцевая композиция: первая и последняя строфы повторяются, в них смысл стихотворения:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В основной части противопоставляется счастливое прошлое и удручающее настоящее:

⦁ чувства в прошлом:

» … гордясь своей победой, // Ты говорил: она моя…»;

⦁ любимая в прошлом:

«Её волшебный взор, и речи, / / и смех младенчески живой»;

⦁ чувства в настоящем:

«И что ж теперь? И где всё это? // И долговечен ли был сон?»;

⦁ любимая в настоящем:

«Жизнь отреченья, жизнь страданья! // В её душевной глубине»;

⦁ осуждение обществом любовной связи:

«Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / / То, что в душе её цвело».

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: любовь и общество.

Идея: ради любви человек готов на многие лишения, но общественная мораль делает влюблённых несчастными, особенно страдает женщина.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: волшебный взор, смех младенчески живой, незаслуженный позор, ужасным приговором, горючей влагой.
⦁ Олицетворения: вышли слёзы, очарование ушло.
⦁ Метафоры: любовь позором легла, толпа в грязь втоптала, очарование ушло.

4.5 / 5. 4

.