5
(1)
Хорь и Калиныч
Автор начинает повествование со сравнения орловских и калужских мужиков, однако следом приводит пример того, как в одном месте могут жить совершенно разные люди, между которыми в придачу установились весьма дружественные отношения.

В Жиздринском уезде Калужской губернии рассказчик познакомился с мелким помещиком Полутыкиным. Они оба были страстными охотниками. Тот пригласил автора к себе в гости, а поскольку дорога до дома была длинной, то оба охотника договорились переночевать у одного из мужиков Полутыкина — крепкого крестьянина Хоря. Помещик не застает мужика дома, только нескольких из многих его сыновей. Автора немало удивило, что Хорь живет особняком от остальной деревни. Выясняется, что это очень состоятельный мужик и платит хороший оброк, не думая даже о том, чтобы откупиться от барина.

На следующий день автор знакомится с крестьянином Калинычем, помогающим своему барину на охоте. Этот человек оказался полной противоположностью Хорю. Велико же было удивление Тургенева, когда он узнал, что Хорь и Калиныч друзья: автор сам стал свидетелем, как Калиныч принес Хорю земляники угоститься и завел с ним душевный разговор. Хорь был человеком практичным, реалистом, умел жить. Калиныч оказался больше идеалистом-романтиком, он не умеет добывать деньги, был близок к природе. Хорь несколько подтрунивает над бедностью Калиныча, однако ценит его познания, касающиеся пчел, лошадей, охоты и т. д. Эти люди удачно дополняли друг друга в своих качествах; во время отъезда автор расставался с ними с сожалением.

Однодворец Овсянников
Словно в далекое прошлое заглянул автор, пообщавшись с однодворцем Лукой Петровичем Овсянниковым — полным мужчиной 70 лет. Прямодушный и упрямый, он напоминал размеренностью своей жизни и степенностью поведения старинных бояр, хотя и был проще, а также брил бороду.

К удивлению автора, помещик отнюдь не хвалил старую жизнь, справедливо полагая, что мелкому хозяину и в те времена доставалось ничуть не меньше от зазнавшихся богатеев, чем сейчас. Многие воспоминания, в том числе о дедушке автора, Овсянникову неприятны: «теперь не увижу, чего в молодости насмотрелся». Если и было чего хорошего в старых временах, так это то, что большие люди умели жить с размахом. Важные дворяне так и вовсе были простыми в обхождении и запросто со всеми общались. Таков, например, был граф А. Г. Орлов-Чесменский. Старичок хвалит нынешних молодых дворян за «то, что прежних порядков не любят».

Однако понять новую жизнь Овсянников все равно не в силах. Непонятен ему сосед Любозвонов — умный, книжки читает, а рядится в кучерскую рубаху и заставляет крестьян песни петь, словно дикий барин: говорит, дескать, любит все русское. Непонятен и собственный сын: Дмитрий Овсянников утверждает, что все люди должны помогать друг другу, и вечно из-за этого попадает в истории. Автор показал бессмысленность интеллектуальных исканий дворян нового типа, не знающих подлинной народной жизни.

Льгов
В рассказе показаны судьбы крепостных, не нашедших себя в этой жизни. Автор описывает двух своих помощников, с которыми ходил охотиться на уток подо Льговом. Один из них — молодой человек, представившийся «охотником Владимиром». Это бывший дворовый с излишне красивой, напыщенной речью. Когда Владимир ищет для барина лодку, они встречают старичка Кузьму, более известного под прозвищем — Сучок. Разговорившись с Кузьмой, автор узнал, что тот сменил уже немало профессий: бывал и кучером, и поваром, и садовником, и доезжим на охоте, и сапожником, и «кофишенком» (кто это, осталось для автора загадкой), и даже «ахтером на кеятре». Теперь Сучок — рыболов, хоть в заболоченных прудах и рыба перевелась. Владимир относится к Кузьме с презрением и иронией, однако сам оказывается столь же непутевым и мало на что годным. Оба они только мешали охоте и под конец потопили лодку.
Бежин Луг
Во время охоты на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии автор заблудился в лесу. Он долго ходил по лесу, пока к ночи не вышел на огромную равнину, окруженную обрывистыми холмами, — Бежин Луг. Здесь он заметил в сгущавшейся темноте огонек костра и последовал туда. Вокруг костра он увидел крестьянских детей, пятерых мальчиков, которых звали: Федя (самый старший, около 14 лет), Павлуша и Ильюша (по 12 лет), Костя (10 лет) и Ваня (7 лет). Автор попросил заночевать с ними у костра и, расположившись неподалеку, стал внимательно вслушиваться в разговоры детей. Мальчики рассказывали друг другу страшные истории — о домовом, о русалках и т. д.

Спустя некоторое время собаки мальчиков подняли лай и убежали в темноту. Павлуша вскочил на коня и поскакал за ними, поглядеть, что стряслось. Вскоре он вернулся и спокойно сообщил, что, наверное, волки вокруг ходят, но их бояться не нужно. Павлуша понравился автору. Здесь этот смелый и разумно рассуждающий мальчик — душа компании. Дети еще какое-то время поговорили, затем заснули. На рассвете автор проснулся одновременно с Павлушей: попрощавшись с ним, писатель пошел искать дорогу назад. С сожалением Тургенев сообщает о том, что Павел в том же году умер, упав с лошади.

Касьян с Красивой Мечи
Как-то возвращаясь с охоты, автор приметил похоронную процессию. Кучер признал родственников покойного: оказалось, что хоронят Мартына-плотника. У барской телеги в это время сломалась ось, в чем кучер увидел следствие появления покойника. Автору пришлось добираться до Юродиных выселок, чтобы найти новую ось. Здесь он толкнулся в первый же дом и обнаружил там старичка-карлика, который долго отказывал помочь, а только ругал барина за то, что по зверям стреляет. Наконец согласился отвезти на ссечки на своей телеге. Кучер узнал старика — это некий Касьян, которого все считают лекарем. Касьян пробовал лечить и Мартына-плотника. Кучер не без иронии напомнил старику об этом.

Доехав на ссечки, автор купил у приказчиков годную ось и пошел поохотиться. Касьян увязался за ним. Поначалу старичок собирал в лесу травы, затем опять принялся говорить о том, что человек должен питаться хлебом и ручной скотиной, а не убивать диких зверей и птиц. Речь Касьяна звучала «обдуманноторжественно», и автор удивлялся: простолюдины и краснобаи так не говорят. Как оказалось, Касьян живет тем, что ловит соловьев для забавы. Работник из него плохой, поскольку руки «слабые да глупые». Между тем крестьянин он грамотный. У него на попечении сирота Аннушка — девушка лет 13, которую он зовет родственницей. Прощаясь с автором, Касьян просит у него прощения за то, что заговорил («отвел») дичь, поэтому барин ничего не поймал. Автор не стал с ним спорить, а от кучера потом услышал, несмотря на иронические заметания, что старичок этот — человек необыкновенный и даже «несоразмерный».

Бурмистр
Автор посетил соседа, живущего в пятнадцати верстах от его имения. Это Аркадий Павлович Пеночкин, офицер в отставке, человек рассудительный и положительный, мастер играть в карты, завиднейший жених в губернии. Офицер, едва ли не беспрестанно пересыпающий речь французскими словами, становится неприятен автору сразу же, как только он отдает «деликатный» приказ наказать камердинера за холодное вино: «Насчет Федора, распорядиться». Пеночкин сокрушается из-за отмены барщины, однако следом хвастливо заявляет, что крестьян обложил таким оброком, что те едва концы с концами сводят. Из самого помещика управитель, как выясняется, плохой: хозяйство держится стараниями бурмистра Софрона, который вместе с женой и оказывается мастером выбивать из крестьян непомерный оброк.

Вся округа боится Софрона, а отставной офицер на него не нахвалится. В присутствии автора к Пеночкину является некий крестьянин Антип с жалобой на зверства бурмистра, но офицер и слушать не желает жалобщика. Кучер после сообщает автору, что жалобщикам теперь ждать большой беды, а также что вся округа зовет бурмистра «собакой».

Бирюк
Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали его Фома Кузьмич, прозвище он имел Бирюк. Автор уже был о нем наслышан. Мужики считали, что не сыщется больше такого мастера своего дела: он неизменно вылавливал тех, кто воровал барский лес и никакими посулами или угрозами нельзя было его пронять. Бирюк один растит двоих детей, живущих с ним в избушке. Жена от него сбежала с проезжим мещанином. Выходя во двор, чтобы проверить барскую лошадь, Бирюк услыхал, как в лесу рубят дерево, и поспешил на звук топора.

Крестьянина-вора удалось поймать. Тот принялся просить Бирюка отпустить его, жалуясь на крайнюю бедность, но лесник остался непреклонен. Тогда разозлившийся с досады крестьянин принялся обзывать Бирюка кровопийцей, губящем голодных людей. Фома не вытерпел и вытолкал мужика из избы, велев убираться подобру-поздорову и больше не попадаться на воровстве. Автор приятно удивился такой справедливости лесника и проникся большим уважением к этому человеку.

Два помещика

В этом рассказе автор дает два портрета помещиков — людей малопривлекательных, но именно поэтому и примечательных как характерные типажи провинциального дворянства. Один из них — генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это толстый и рослый мужчина, характерной особенностью которого является манера говорить, проглатывая звуки, а то и слова. Чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем менее разборчива речь помещика по отношению к нему. Иных низших Хвалынский вовсе не замечает или же говорит с ними голосом перепела. Он крепкий хозяин и весьма неприятный в общении, так что в округе его многие боятся.

Другой помещик — Мардарий Аполлонович Стегунов. Это низенький старичок, пухленький и лысый. Он никудышный хозяин. С Хвалынским его сближает лишь то, что оба они холостяки. Зато Стегунов, хотя и следит за имением поверхностно, умеет сохранять среди крестьян «дисциплину». Он обожает сурово наказывать своих мужиков за разные провинности и очень радуется каждой экзекуции. Крепостные же считают барина справедливым и уверяют всех, что наказываемы им исключительно за дело. «Вот она, старая Русь!» — таким сокрушенным восклицанием в адрес мужиков Стегунова завершает свой рассказ Тургенев.

Певцы
Прелюбопытные крестьянские типы привлекли внимание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находится кабак «Притынный», который славится на всю округу и собирает больше всего народу, но не из-за цен. Славой своей питейное заведение обязано целовальнику Николаю Ивановичу, который завел порядок угощать водкой или вином сельских певцов. Многие мужики собираются в кабаке не столько ради выпивки, сколько ради того, чтобы спеть самим или послушать других.

Автор знакомится здесь с главными певунами округи — Обалдуем, Моргачом, Яковом-Турком, Диким-Бариным. Это совершенно разные люди и с виду, и по натуре. Всех их объединило совместное пение, которое стало частью их жизни. Автора немного забавляет то, сколь серьезно они относятся к каждой песне, как долго они приступают к пению. Однако он видит, что это важно для мужиков. И даже мальчишки в их семьях сообщают друг другу о предстоящей порке, напевая. После знакомства с певцами у автора остается ощущение, что многого удивительного не видал он еще на Руси.

Лес и степь
В этом рассказе дается картина дикой природы, которую лучше Тургенева никто не описывал. Рассказ состоит из нескольких поэтических зарисовок, описывающих красоты июльского утра, привлекательность туманного осеннего дня, величие леса поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы. Автор пишет об освещенных солнцем березовых стволах, о грандиозном виде с горы на степной простор, о морозном, остром воздухе зимы. В любое время года и в любой час суток русская природа невыразимо хороша. Причем хороша она повсеместно: писателю одинаково милы и лес, и луг, и степь, и холмы, и река. Река манит серебром искр между лозняками. Степь тешит взор безграничностью и необозримостью. Лес приятен золотистым голоском малиновки. Этим рассказом автор-охотник заявляет о себе не только как знаток человеческой души, но и как певец родной природы.

Конец Чертопханова

Череда неприятностей обрушилась на бедную голову Пантелея Еремеича Чертопханова. Вот, как уже два года назад ушла от него, любимая Маша. Чертопаханов, долго истязал себя, он хотел вернуть её, пригрозил даже расплатой, но всё оказалось напрасно. В Машиной родовой крови, горячая цыганская кровь, которая по большому счёту и стала отправной точкой в их расставании.

После того, как Чертопаханов немного оклемался. От пережитого горя, его накрыло очередное несчастье, погибает его лучший друг Тихон Иваныч Недопюскин. Который, в последнее время очень мучился от одышки. Он также принял остро уход Маши. Также переживал за приятеля. Ещё при жизни Недопюскин, завещал своему другу имение, которое и перешло Чертопаханову после его смерти. Однако, он решил его продать и заказать на могилу своему другу красивую статую.

После этих бед дела бедного Пантелея Еремеича пошли совсем плохо. Однажды проезжая мимо соседней деревни, он увидел, как мужики избивают жида. Он решил за него вступиться и спасти бедолагу. За, что в ответ благодарный жид решил отблагодарить своего спасителя, подарив ему красивого коня, но гордый Пантелей сказал, что заплатит двести пятьдесят рублей через полгода.

Конь так сильно запал в сердце Пантелея, что стал даже роднее его Маши. Конь занял все его время, он заботился, лелеял его. Малёк-Адель, стал для него настоящей гордостью.  Но в ночь перед уплатой долга, коня похищают. И Пнтелей сразу же подозревает, что, это сделал жид Мошелей Лейбой. Но вскоре выяснилось, что это не он тогда после долгих раздумий, Пателей сделал вывод, что коня увёл его первый хозяин. Тогда жид вместе с Пантелеем отправились на его поиск, оставив дома Парфишку.

Целый год находился в странствиях Пантелей, в поисках своего друга. Возвратился он всё же обратно с конём. Но всё же где-то глубоко, он был уверен, что это совсем не его конь. Так как он отличался по повадкам, да и по внешнему виду были некоторые нес тыковки, однако он гнал свои мысли прочь.

Ермолай и мельничиха

Главные действующие лица рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Ермолай и мельничиха» охотники. Это Ермолай – некий непутевый работник, которого выдворил помещик за неумение делать что-любо как следует, и барин, под которым легко угадывается сам автор. А мельничиха – особая женская интрига рассказа…

Завязкой событий является намерение ночевки охотников в старой мельнице. Но поскольку над поместьем, уже опустилась ночь, хозяева не впустили под крышу путников. Те вынуждены были попросить соломы и лечь спать прямо на улице под навесом. Они развели костер, пекли картошку, от усталости у них смыкались глаза..

И тут задремавшего было барина разбудил шепот мельничихи. Это была прежняя дворовая красавица. Она пришла посекретничать с Ермолаем. Ермолай приглашал в гости мельничиху, обещая выгнать жену на это время. Мельничиха вынесла Ермолаю стакан водки. Они решили, что барин крепко спит, и принялись обсуждать нехитрые хозяйские дела, где пали свиньи, почему не стоит идти к врачам, если мучает по ночам кашель…

Барин, однако, тоже вступил в разговор. Мельничиха Арина рассказала, что служила горничной и видного графа в Петербурге. Все бы хорошо, но жена графа не позволяла горничным выходить замуж. Сама графиня была злобной, толстой, самолюбивой. Когда Арина, отслужив 10 лет, все-таки стала просить разрешения стать невестой, ей отказали грубо и бесцеремонно. И тут выяснилось, что Арина беременна. Граф разгневался, велел одеть ее в старье и выдворить в деревню.

Ребенок у Арины тогда умер. Мельник выкупил красавицу у графа в конце концов и женился на ней.

В чем главный ключ короткого рассказа, можно рассудить по-разному. Для Тургенева свойственно писать философские картинки с натуры», сюжеты которых читатель может додумать на досуге сам. И часто смыслом рассказа остается высокая нравственность крестьян, простых людей, которым свойственны самые красивые и возвышенные порывы.

Живые мощи

Рассказчик и герой, по имени Ермолай, идут вместе на охоту на тетерева. Начинается сильный дождь. Продолжать находиться без прикрытия в такую погоду могло нанести здоровью героев серьезный вред. Они пытаются найти выход из сложной ситуации. Рассказчик вспоминает, что неподалеку от той местности, где они охотятся, есть село Алексеевка. Мать рассказчика имеет небольшой хутор в этой деревушке.

Герой никогда не бывал там. Он был рад найти какой-либо кров, поскольку ужасная дождливая погода не оставляла ему другого выхода. Два охотника направились в Алексеевку. Герои переночевали в хуторке. Утром автор решил походить вокруг домика и посмотреть окрестность. Рядом с хуторком был сад. Он имел очень убогий и плачевный вид. Было видно, что сад уже долгое время заброшен. Никто не ухаживал за ним уже долгое время. У садика был небольшой плетеный сарайчик.

Рядом с этим сараем герой заметил какую-то фигуру. Она напоминала мумию. Приближавшись, главный герой заметил, что мумия на самом деле женщина. Ее звали Лукерией. Она была больна. Черты лица Лукерьи выдавали какой красавицей она была раньше. Теперь от ее красоты ничего не осталось. Бедняга так похудела и иссохла, что действительно ничем не отличалась от мумии. Бедняга рассказала своим гостям, что все началось семь лет тому назад. Она упала с крыльца. Это стало причиной бесконечных болезней. Теперь она не могла даже двигаться. В деревушке Лукерью называют «Живые мощи». Эта бедняга совершенно не винила судьбу за такую учесть. Рассказывала, что совершенно довольна жизнью.

Уездный лекарь

Как-то осенью рассказчик заболел – лихорадка застала его в гостинице уездного города. Лекарь прописал ему лечение. Мужчины разговорились.

Врач рассказал, как лечил от смертельной болезни девицу лет двадцати – Александру Андреевну. Девушка долго не выздоравливала и за это время между ними возникла взаимная симпатия.

Перед смертью Александра сказала матери, что они обручились. Через какое-то время доктор женился на купеческой дочери.

Малиновая вода

Автор снова в один из августовских дней отправился на охоту. От жары захотелось пить, и он добрался до источника с названием «Малиновая вода». Недалеко от ключа решил прилечь в тени. Поблизости от него рыбачили два старика. Одним из них был Степушка. О его прошлом ничего не было известно. Степушка ни с кем практически не разговаривал. Другим рыбаком был Михайло Савельев. Он был вольноотпущенником и служил дворецким у мещанина. Автор решил с ними побеседовать. Савельев рассказывал о своем бывшем хозяине — графе. Вдруг они увидели идущего крестьянина. Он возвращался с Москвы, где просил своего барина сократить оброк, который за него платил ныне умерший сын. Барин его выгнал. Путник причитал, что с него больше и взять нечего. Через некоторое время они отправились каждый в свою сторону.

Гамлет Щигровского уезда

Герой приглашен на званный вечер к одному холостяку. Там он встречает несколько интересных личностей.

Например, приживальщик – «студент». Интересна сцена, в которой герой сдаёт экзамен. Молодой человек несколько тугодум. Он долго выбирает билет, хотя видит лишь белые бумажки. Эти он уже раздражает профессора. Подумав над вопросами в билете, юноша так ничего и не может ответить. Ему ставят «ноль», но он не уходит, а сидит на месте, иногда досадуя. Переживает он весь вечер, всю ночь. И на другой день приходит неподготовленным. Вот так и живёт, перебивается у помещиков то ли родственником, то ли знакомым, то ли вечным гостем.

Далее описан приезд «сановника», торжество по этому поводу. Особое внимание уделяют неохватным животам гостей. Сановник рассказывает анекдот из жизни, а все подобострастно хихикают.  Рассказал он, как однажды помешал влюбленным, но до сих пор считает, что сделал всё правильно, ведь молодые сами не понимают, что им нужно. Дескать, юноша через много лет сам благодарил «благодетеля», что тот его уберег от страсти.

Ночь герой проводит в компании с «неоригинальным человеком». Тот сам признаётся в своём «грехе». Просто раньше он считал себя очень необычным, ему даже верили люди. Но вот после обучения, неудачной любви, службы, занятия усадьбой и многим другим, будто пелена спала… И он понял, как ничтожен. Теперь, кажется, он сам себя стыдится.

Теперь даже урядник говорит ему «ты». Вместо имени он называет себя Гамлетом здешнего уезда. На утро герой не находит своего собеседника. Пожалев о своей откровенности, тот поспешил уехать.

Рассказ учит ценить провинциальное общество, а на его фоне – страдающего, хотя, действительно, очень маленького человека.

Мой сосед Радилов

Главный герой рассказа «Мой сосед Радилов» Ивана Сергеевича Тургенева как-то раз охотился на птиц в заброшенном лесу. Но оказалось это были владения его соседа Радилова. Помещик пригласил героя пообедать. Герой знакомится с обитателями этого дома: доброй на вид старушкой с печальными глазами и семидесятилетним стариком. Его звали Фёдор Михайлович, раньше он был богатым помещиком, но теперь разорился. Радилов обеспечивает его из жалости и сострадания. Чуть позже в комнату вошла девушка по имени Оля. Она не была очень красивой, но черты и выражение её лица, а особенно умные карие глаза поразили бы любого. Девушка со страстным вниманием следила за каждым словом хозяина дома.

Во время обеда Радилов много рассказывал о себе. После главный герой и сосед уединились в кабинете. За разговором рассказчик понял, что Радилов не интересуется тем, от чего без ума другие помещики. Создавалось впечатление, что Радилова заполнило какое-то одно чувство и он не может испытывать другие. Ольга позвала гостей пить чай. Она также мало говорила. Когда разговор зашёл о покойной жене помещика — сестре Ольги — девушка со необычным выражением лица вышла из комнаты наружу. За окном раздался стук подъезжающих колёс. Зашёл Овсянников, о котором главный герой расскажет в другом произведении.

Спустя неделю главный герой опять навестил Радилова. Хозяина и Ольги дома не было. Позднее выяснилось, что они бросили старушку и убежали. Рассказчик понял, что лицо Ольги при разговоре о покойной жене помещика исказилось именно от ревности. До отъезда из деревенского дома главный герой посетил мать Радилова. Однако при вопросе о сыне, старушка расплакалась.

Контора

Опять героя «Записок охотника» застал в лесу дождь. Добравшись до деревни, охотник постучал в «дом старосты». Оказалось, что перед ним контора. Встретил его очень толстый конторщик Николай. И приютить согласился за плату! В конторе дежурил глухой дед, пользы от которого никакой. Как понял гость, от всей этой конторы толку тоже нет – одно мошенничество, а происходило это из-за Николая. Неспящий охотник слышал, как тот вымогал взятки у крестьян.   Числилось в конторе аж шесть человек. Показан в рассказе её бывший портной Купря, который был отпущен на волю, но из-за несчастной любви вернулся в усадьбу. Обратно его взяли только истопником. Все смеются над несчастным.

В контору приходит фельдшер Павел. В гневе он бросает Николаю обвинения в том, что тот жизни не даёт невесте Павла. Из-за его наговоров девушку сослали на тяжелую работу прачки. Всё из мести, когда-то Татьяна его отвергла, а теперь он ей мстит. Более того, Николай был врагом отцу Павла, а теперь и сына ненавидит. Ему даже кажется, что фельдшер чуть его не отравил, а Павел, наоборот, спасал этого негодяя всеми средствами. Сейчас Павел почти об этом жалеет. В пылу ссоры молодой человек бросает, мол, или фельдшер, или конторщик – пусть барыня решает, а то вдвоём им в этой деревне жизни нет.   Через какое-то время, забыв почти уже о посещении этой конторы, автор узнал, что барыня оставила обоих. А вот «причину раздора» сослали. 

Лебедянь

В начале произведения автор рассуждает о плюсах и минусах охоты, выделяет удовольствия и трудности. Автор делится с читателем тем, что ему очень нравится путешествовать по губерниям, общаться с людьми, заводить новые знакомства. Но есть в этом и негативная сторона: люди, у которых спрашиваешь путь, порой не соображают, дороги бывают настолько непроходимыми, что можно угодить в болото.

Далее повествователь рассказывает о случае, который произошёл с ним 5 лет тому назад.

Автоп приехал в город Лебедянь во время ярмарочных гуляний. Он остановился в одной из гостиниц, а после узнал от слуги, что здесь проживает и князь. Расхаживая по торговым рядам, герой видит лошадей различных пород и покупателей разного социального положения: от простых мужиков до важных офицеров. Те, кто сумели совершить выгодную для себя сделку, праздновали это событие в трактире. Повествователю необходимо было купить трех лошадей. Две были найдены быстро, а вот третью подобрать не получалось. После полудня автор отправляется в кофейню, где в бильярдной комнате встречается с князем и отставным поручиком Хлопаковым. Хлопаков очень обходительно вёл себе с господами, пытался им всячески угодить.

Поведение Хлопакова вызывало отвращение у рассказчика, он не понимал, как такие люди могут привлекать внимание влиятельных лиц. Устав от шумной компании, герой поднимается к себе в комнату. На следующий день он продолжает поиски лошади. Подходящая лошадь нашлась у Ситникова, но тот поставил уж очень высокую цену. В это время появляется князь и Хлопаков, которые начинают торговаться с Ситниковым. Повествователь уходит.

Совершить покупку удалось у Анастасия Иваныча Чернобая, который продал лошадь за довольно небольшую сумму. Вскоре оказалось, что купленная лошадь хромая, но вернуть её хозяину не получилось.

В следующий раз повествователь приезжает в Лебедянь через неделю. В кофейне он застал знакомого князя, вот только рядом с ним был уже не Хлопаков, а белокурый офицер.

Смерть

Как-то раз рассказчик решил предложить своему молодому соседу Ардалиону сходить на охоту за тетеревами, тот согласился, предварительно попросив заехать на место вырубки леса в его поместье, которое он получил в наследство от своей тетушки. Тетка совершенно не занималась заботой о деревьях, которые вымерзли в одну из холодных и бесснежных зим, поэтому вырубка шла полным ходом, даже в воскресные дни.

Подъезжая к месту вырубки, охотники услышали звук падающего дерева и крики, на встречу к ним бежал мужик, пытаясь объяснить, что их подрядчика придавило ясенем. Когда автор со своим спутником подошел к месту трагедии, подрядчик Максим лежал под деревом уже при смерти. Он спокойно давал последние указания своим подчиненным, говоря, что это Бог наказ его за работу в воскресный день. Через некоторое время он умер, когда его пытались отвезти в больницу.

Увидев эту смерть, автор вспомнил и другие смерти, которым был свидетелем. Вспомнил умирающего мельника, который надорвался, выгружая жернова. Ему предлагали остаться в больнице, но тот уехал умирать домой, отдав последние указания. Вспомнил недоучившегося своего давнего приятеля Авенира, работающего у одного помещика учителем его детей. Он болел чахоткой и потихоньку угасал. Но не было в нем страха, — он радовался воспоминаниям из детства и успехам своих друзей. Вспомнил старушку, что ждала смертного часа, чтобы поцеловать крест и умереть. Вспомнил обожженного крестьянина, который тихо умирал в доме, когда рядом кипела жизнь.

Стучит!

Стояла середина июля, было очень жарко. Ермолай пообедал и прилёг на кровать. С горечью в голосе он сообщил, что закончилась дробь. После разговоров, он предложил мигом отправиться в Тулу и добыть дроби. Нужно было нанять лошадей, так как свой конь захромал.

Делать нечего нужно искать лошадей. В этой захолустной деревне нужно было отыскать богатого человек имеющего много лошадей. Пока Ермолай оправился на поиски, я решил сам поехать в Тулу, Ермолай человек не надежный, однажды, он потратил все деньги, пропал на целую неделю.

Прошло немного времени, как он явился не один, с мужиком. Мужика звали Филофей.

Из разговора выясняется, что путь в Тулу опасный, есть одна дорога, по которой речку нужно вброд переходить. Ермолай обиделся, что ему не поручили поездку в Тулу. За лошадей сторговались в двадцать рублей, и Филофей привел пять лошадей на выбор. Запрягли коней, набили тарантас соломой. Фелофей дорогу знал, а до брода было восемь верст. Я решил уснуть, проснулся от того, что вокруг была вода! На вопрос, в каком месте мы находимся, Филофей ответил, что в реке.

Фелофей тоже задремал, и угодили в реку. Еще немного и река стала мельчать, выбрались на берег. Из-за случившегося происшествия не получалось уснуть. Я любовался природой, а Филофей рассказывал про луга, про сенокосы, вот и цапля показалась ему на болоте, а это был сук обыкновенный.

Снова я уснул, проснулся от голоса Фелофея. Он вдруг услышал стук. Я тоже прислушался, действительно стук телеги. Фелофей сообщил, что это плохие люди, они промышляют в этих окрестностях. Прошло полчаса как мужик снова услышал стук.

Мы отчетливо слышали топот копыт и звук бубенцов. Фелофей натянул вожжи с тал пришпоривать лошадей. Пустились вскачь. Сомневаясь поначалу в его словах, я стал опасаться и всерьез верить происходящему. Наконец мы остановились. Увидели телегу в которой были разбойники.   Приближаясь к разбойникам, я попросил прощения у Филофея за то, что загубил его.

Когда поравнялись с разбойниками, они остановились и попросили у нас денег на опохмел. Поблагодарили и уехали. Эту историю рассказали Ермолаю, он не принял это во внимание, а потом вспомнил, что в этот же день обокрали купца. Пробыв в деревне еще какое-то время, я подшучивал на Филофеем.

Свидание

Автор рассказа уснул в березовой роще под деревом с густыми, низко расположенными ветками. Дело было осенью. Проснувшись, он увидел недалеко от себя молодую девушку крестьянку.  Она сидела на корточках, перебирая цветы, и кого-то ждала. Автор начал за ней наблюдать и увидел, что девушка хороша собой, очень молода и чиста. Все ее манеры, эмоции и поведение выдавали в ней детскую непосредственность. Автор наблюдал в ее выражении лица то грусть, то смущение, то радость от предстоящей встречи. Наконец-то послышались уверенные шаги, — это был тот, кого она безропотно все это время ожидала.

К ней подошел парень, пытавшийся походить на модника, автор сделал вывод, что это камердинер одного из молодых баринов, прибывших в деревню на лето. Весь вид его говорил о том, что молодой человек не заинтересован во встрече. Он шел медленно, с надменным выражением лица, всем видом пытавшийся показать скуку и равнодушие. Девушка быстро поднялась на ноги, и радость встречи переполняла ее сущность. Она смотрела преданными глазами на молодого человека и предложила ему собранные в поле васильки.

В разговоре выяснилось, что девушку зовут Акулина, а парня Виктор Александрович, — так она ласково его называла. Он небрежно сообщил ей, что завтра с барином уезжает в Петербург. Начал описывать ей петербургское общество, говорить, насколько оно интересно и разнообразно. Акулина смотрела на парня с восхищением и печалью, и спрашивала у него, что же ей, влюбленной в него до беспамятства, теперь делать. Она боялась, что отец отдаст ее замуж за нелюбимого человека. Виктор равнодушно посоветовал ей повиноваться, потому что она необразованна.

Спустя некоторое время надменный камердинер решил удалиться. Акулина просила от него хотя бы нескольких добрых слов на прощание, но, не дождавшись, заплакала. Виктор не терпел женских слез, поэтому пожал плечами и ушел. Акулина бросилась его догонять, умоляя немного побыть с нею, но ее ноги подкосились, и она упала на колени. Тут автор повествования не выдержал, и бросился ей помочь. Девушка тихонько вскрикнула и убежала, скрывшись за деревьями рощи.

Автор собрал оставшиеся цветы, и долго жалел бедную девушку, которая отдала свою первую любовь недостойному человеку.

Татьяна Борисовна и ее племянник

Татьяна Борисовна — женщина лет 50-ти, с большими серыми глазами навыкате, румяными щеками и двойным подбородком, лицо её дышит лаской. Овдовев, она поселилась безвыездно в своём маленьком поместье. Родилась она в бедной семье и не получила никакого воспитания. Несмотря на это, она не заражена обычными недугами мелкопоместной барыни. Татьяна Борисовна свободно себя держит, чувствует и мыслит. С соседями она мало знается и принимает у себя только молодёжь. В ёе небольших комнатках человеку хорошо, тепло. Никто не умеет так утешать в горе, как Татьяна Борисовна.

Прислугу она держит небольшую. Домом у неё заведует ключница Агафья, бывшая её няня, добрейшее, слезливое и беззубое существо. Должность камердинера и дворецкого занимает 70-летний Поликарп, отставной скрипач, чудак и начитанный человек, личный враг Наполеона и страстный охотник до соловьёв. В помощь Поликарпу выделен его же внук Вася, в котором он усердно воспитывает ненависть к Наполеону.

С помещицами Татьяна Борисовна мало водится — она не умеет их занимать и засыпает под шум разговоров. Сестра её молодого приятеля, старая дева, существо добрейшее, но натянутое и восторженное, вздумала окончательно довоспитать богатую натуру Татьяны Борисовны. Она стала ездить к ней каждый день и вогнала бы её в гроб, если бы не влюбилась в проезжего студента.

Лет 8 тому назад проживал у Татьяны Борисовны её племянник Андрюша, мальчик лет 12-ти, круглый сирота. У него были большие, светлые, влажные глаза, маленький ротик, правильный нос и прекрасный возвышенный лоб. Он говорил сладким голосом и держался вкрадчиво и тихо. С самых ранних лет Андрюша почувствовал охоту к рисованию. Большой любви Татьяна Борисовна к Андрюше не чувствовала — ей не нравилось подобострастие племянника. Постепенно она начинала задумываться о будущем мальчика.

Однажды к ней заехал Пётр Михайлыч Беневоленский, который пылал бескорыстной страстью к искусству, решительно ничего в нём не смысля. Беневоленский посмотрел рисунки Андрюши, и признал в нём выдающийся талант. В тот же день он предложил Татьяне Борисовне увезти Андрюшу в Петербург и дать ему художественное образование. Через два дня они уехали.

С каждым годом Андрюша писал тётке всё реже. Однажды Татьяна Борисовна получила от племянника записочку с просьбой выслать денег. Через месяц он потребовал ещё, потом попросил в третий раз. На этот раз Татьяна Борисовна отказала, и Андрюша приехал в гости «для поправки здоровья». Нежный Андрюша превратился в Андрея Ивановича Беловзорова, плечистого, толстого малого с широким красным лицом и жирными курчавыми волосами. Опрятность и застенчивость прежних лет заменили нестерпимое неряшество и дерзость.

Загостился Андрей у тётушки. Дни он проводил, завывая романсы и аккомпанируя себе одним пальцем на фортепьяно. За год он стал поперёк себя шире, тётка в нём души не чает, а окрестные девицы в него влюбляются. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне.

Чертопханов и Недопюскин

На главного героя произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Конец Чертопханова» обрушиваются одно несчастье за другим. От мужчины ушла любимая Маша. Чуть позже героя настигла новая беда. Умер его друг. В завещании тот оставил своё имение Чертопханову.

Проезжая однажды мимо деревеньки, герой увидел, что крестьяне дерутся с жидом. Чертопханов разогнал крестьян и взял побитого с собой. За это спасённый подарил мужчине коня. Но герой не принял такой подарок и вознамерился заплатить спустя полгода. Чертопханов полюбил животное.

За несколько дней до дня оплаты Чертопханов получил в наследство две тысячи рублей. В ту же ночь кто-то украл коня. Герой обвинил в краже жида и почти убил его, когда тот пришёл забрать деньги. Но поразмыслив, Чертопханов понял, что увести животное мог лишь старый хозяин. Главный герой и жид погнались за предполагаемым вором. Спустя год мужчина вернулся домой. Чертопханову пришлось выкупать коня у цыгана на ярмарке. Главный герой сомневался, что это прежний конь. С помощью дьякона Чертопханов определил, что это не то самое животное. Мужчина опять начал пить. Вечером Чертопханов задумал убить коня-самозванца. Но герой передумал и отпустил животное на волю. Уже на пути домой, мужчина почувствовал, что кто-то ткнул его. Это оказался вернувшийся конь. Но вместо ласки, Чертопханов убил животное.

Через полтора месяца мужчина умер.

Петр Петрович Каратаев

В книге повествуется о помещике по имени Петр Петрович Каратаев. Он ехал в Москву. По дороге познакомился с одним человеком и рассказал ему свою историю. Каратаеву не повезло, поскольку он разорился. А в Москву он ехал для работы на службе.

Ранее Каратаев жил в селе и полюбил молодую селянку по имени Матрена. Из – за влюбленности Каратаев решил выкупить ее. Она работала под руководством богатой старухи, которой принадлежала деревня Кукуевка. Он отправил к богатой помещице свою знакомую для выкупа. Прошло несколько дней, а новостей еще не было. Каратаев сам обратился к хозяйке о прошении продать ему Матрену. Он готов был дать любую сумму. Узнав, что Каратаев влюблен в нее, хозяйка сразу же отказалась. Она сообщила, что отправила Матрену в дальнюю деревню. И предлагала отыскать другую невесту Каратаеву.

Несколько дней мучился Каратаев. Потом разузнал, где хозяйка содержит Матрену и убедил ее сбежать вместе с ним. Она сбежала и начала жить вместе с Каратаевым. В зимнее время они решили прокатиться на санях, и Матрена повернула поводья в сторону Кукуевки. По дороге их встретила бывшая хозяйка. Они стремительно проехали мимо. Барыня все равно узнала Матрену и отправила своего работника в дом Каратаева.

Старая женщина не пожалела никаких денег ради Матрены. Оказалось, что она хотела женить Каратаева на своей знакомой. Каратаев спрятал Матрену. В один день она пришла к Каратаеву, чтобы попрощаться и узнала о его бедах. После Матрена поехала в Кукуевку.

Прошел год с того момента, как Каратаев переехал в Москву. Он все потерял. А поселок, который когда – то принадлежал ему, продали на аукционе. Каратаев начал пить и полностью разочаровался в жизни.

5 / 5. 1

.