4.1
(11)

После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую сказителем. Поэма Лермонтова названа песней, потому что поэт создаёт произведение, близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.

Пир в царских палатах.

В царских палатах стоит большой стол, во главе которого сидит Иван Васильевич. Позади него стоят стольники. По бокам стола сидят опричники, напротив царя бояре да князья.

Гости пьют из кубков дорогие вина и едят из золочёной посуды. Только один опричник, Кирибеевич, сидит задумавшись, опустив голову себе на грудь. Царь заметил это, нахмурился, стукнул палкой с железным наконечником об пол и пробил дубовый пол на полчетверти. Но Кирибеёвич задумался настолько глубоко, что не заметил всего этого. Тогда царь спросил, какую думу затаил его слуга.

Певцы-гусляры, от имени которых ведётся этот рассказ, описывают царя таким, каким должен быть царь в народных представлениях: могучим, грозным и в то же время милостивым. Они сравнивают царя с солнцем красным.

Когда Кирибеевич рассказывает о своей любви, от которой он «сам не свой», то царь сменяет гнев на милость: он жалует своему слуге перстень яхонтовый и жемчужное ожерелье, чтобы послать их в подарок Алёне Дмитревне.

Кирибеевич не сказал царю, что Алёна Дмитревна — жена молодого купца Калашникова. В Библии сказано, что человек, возжелавший жены ближнего своего, совершает тяжкий грех. Иван Васильевич строго соблюдал православные законы и обычаи, он бы не одобрил любви своего слуги к замужней женщине. Кирибеевич сказал царю правду, да не всю: он скрыл самое главное.

Кулачный бой на Москве-реке. 

На льду Москвы-реки собирался народ посмотреть на кулачные бои. Царь тоже приехал посмотреть на такую потеху. Место охотницкого, то есть добровольного боя, огородили цепью в 25 сажень. Царь велел кликать клич, вызывать из толпы охотников, обещая победителю царскую награду.

На бой вышел удалой Кирибеевич. Он ведёт себя как боец, привыкший побеждать. Нет охотников, которые бы желали сразиться с таким сильным бойцом. Кирибеевич посмеивается над толпой. Из толпы выходит Калашников и кланяется царю, святым церквям и всему народу русскому: так обычно кланялись, прося прощения у всех людей и прощаясь с ними перед смертью.

Калашников предстаёт перед нами русским богатырём: Кирибеевич ещё не знает, кто стоит перед ним, не ведает, что потешный бой для него превращается в смертельную битву. Он свысока спрашивает у охотника, какого он роду- племени.

Калашников прямо отвечает опричнику, кто он такой и почему вышел на бой с царским любимцем: купец вышел защищать честь своей семьи. Опричник понял, что его ждёт, но отказаться от боя он уже не может: царь и народ смотрят на него, и в случает отказа придётся объяснять причину.

Карибеевич первый ударил Калашникова, но купец не просто бился — он защищал правду: «Чему быть суждено, то и сбудется; / Постою за правду до последнева!» Калашников ударил противника в висок, и опричник упал замертво.

Царь прогневался, что убили его лучшего бойца, и спросил Степана Парамоновича, «вольной волею или нехотя» он убил насмерть царского опричника. Калашников вышел защищать правду и честь своей семьи, он не мог и не хотел солгать перед царём, потому что в сознании людей того времени царская власть отождествлялась с властью божественной.

Это подчёркнуто в обращении Калашникова к Ивану Грозному: «Я скажу тебе, православный царь: / Я убил его вольной волею … » Калашников не называет царю причины своего поступка, говоря, что скажет об этом «только Богу единому». Царь Иван Васильевич поступает согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство он приговаривает Калашникова к смерти, но в то же время жалует его семью.

Таким образом, царь как бы выплачивает компенсацию вдове купца и освобождает его братьев от уплаты налогов царскую казну. Само распоряжение нарядить палача и звон в большой колокол во время казни означало, как это ни парадоксально с современной точки зрения, именно царскую молодость. Выражение «позорная смерть» не означало смерти стыдной: «позорная» — значит прилюдная.

Алёна Дмитриевна воплощает в себе идеальный образ жены того времени, верной своему мужу, занимающей домашним хозяйством. Для неё муж — главный судья жизни. Речь Алёны Дмитриевны, Калашникова и Кирибеевича является в данном произведении речевой характеристикой героев, так как.

Автор создаёт песню, воплощающую в себе черты народных песен, исполнители которых не дают характеров, но рисуют определённые типы героев.

Речь героев в этом произведении характеризует не героев, а исполнителей песни, то есть гусляров — представителей народа
является воплощением взгляда народа на то, как должны
поступать подобные герои.

4.1 / 5. 11

.