4.7
(3)

Гоголь с большим уважением относился к легендам, сказкам, обрядам, хорошо знал верования и все народное творчество.

Примером этого может служить легенда о цвете папоротника, которую Гоголь положил в основу своего рассказа «Вечер накануне Ивана Купала». По сюжету рассказа на одном из украинских хуторов появляется Басаврюк — некий «бесовский человек», который представляет собой олицетворение дьявола и нечистой силы, он не только соблазняет людей, но и сводит их с ума.

Басаврюк дарил крестьянам дорогие подарки, а уже на следующую ночь с людьми происходили страшные вещи. И избавиться от этих подарков было не так уж и просто: бросишь кольцо или ожерелье в воду, а оно не тонет и возвращается обратно.

На том же хуторе жил бедный рабочий Петр Безродный, который имел «всего-навсего одну серенькую свитку». Он был влюблен в дочь своего зажиточного хозяина, красавицу Пидорку. Конечно же, отец девушки изрядно разозлился, когда случайно увидел, как его дочь целуется с Петром, у которого ничего не было за душой. Отец Пидорки принимает сватов от напыщенного богатого шляхтича, а Петр пытается утопить свое горе в рюмке.

Именно в кабаке Петр Безродный и встречает Басаврюка и заключает с ним соглашение, еще не понимая, что заключает сделку с самим дьяволом. Несмотря на все ужасы, что мерещиться парню, он должен будет уйти в ночь на Ивана Купала в Медвежью балку и сорвать там цвет папоротника. Однако парень и не догадывается, что ему придется пойти еще дальше и пролить кровь невинного ребенка — младшего брата своей возлюбленной — Вани.

Сначала человеческое естество Безродного пыталось протестовать и он даже замахнулся на ведьму, которая появилась перед ним, ножом. Но Басаврюк напомнил Петру об их соглашение, ведьма топнул ногой: на том месте земля разверзлась и открыла парню кучу драгоценностей. Глаза Петра загорелись на такое богатство, его ум затуманился и, не помня себя, Петр убил малого Ваню.

На следующий день Петр проснулся среди мешков с драгоценностями, но ничего не мог вспомнить. Однако, как это чаще всего бывает, сокровища, добытые при помощи дьявола, не делают человека счастливым. Петр все время пытался вспомнить, что с ним происходило в тот страшный вечер на Ивана Купала и более ни о чем не мог думать. Не помогла ему и любимая Пидорка, которая пыталась спасти омраченный ум парня и помочь своему любимому.

В закрытой комнате Петра совершались ужасные вещи, а через некоторое время крестьяне нашли в ней только черепки и кучку пепла. Такой была плата Петра за дьявольское богатство, плата за невинно пролитую кровь.

Персонажи рассказа Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» ярко изображены в лучших фольклорных традициях, для чего автор использовал сравнения и эпитеты. Пейзажи, изображенные в произведении, что дополняют фантастический мир, в котором безнаказанно действует нечистая сила. В народном стиле изображены все чудеса и превращения, так же изображена и ведьма, что появляется перед Петром.

Несмотря на то, что рассказ написан на русском языке, Н. Гоголю удалось мастерски передать украинский колорит легенды. Вполне оправданно и гармонично смотрятся в произведении украинские поговорки и отдельные слова.

Творчески переосмыслив народную легенду о цвете папоротника, Гоголь создал оригинальное и неповторимое художественное произведение, которое вызывает интерес у читателей многих поколений, который заставляет сопереживать трагической судьбе героев рассказа, любоваться прекрасным народным языком повествования и искать ответы на вечный вопрос — как научиться противостоять соблазнам, которые во все времена преследуют людей.

4.7 / 5. 3

.