4.6
(11)

 

Глава первая

Главный герой романа — молодой дворянин, интеллектуал, аристократ. Он родился в Петербурге.

Служив отлично — благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Образованием и воспитанием молодого человека  занимался француз-гувернер. Обучение проходило «шутя», и в результате Евгений научился следующему:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Повзрослев, Евгений в совершенстве постиг «науку страсти нежной», но так и не испытал истинной любви:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!

В общем рассказчик говорит о жизни Евгения Онегина в Петербурге: о воспитании героя французом гувернером, о том, как молодой Онегин становится светским денди, повесой, как проводит время в петербургском обществе.

В подробностях описывается день героя, в котором все расписано по часам: сначала прогулка в широкополом «боливаре», затем обед в компании таких же, как он, повес, после посещение театра и бал. Пушкин показывает жизнь и нравы высшего общества, его необразованность, на фоне которой некоторые «познания» Онегина делают его «ученым малым» .

Очень скоро Онегину стало очевидно: светское общество никчемно, в нем царит духовная пустота. Оне-гин чувствует себя лишним человеком и чужаком на великосветских приемах. Ему невыносимо

Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Евгений обладает определенными положительными качествами: умом, благородством, способностью к глубоким переживаниям. Но он скучает в обществе, ничто не может занять его. Его дни проходят однообразно: балы, театры, приемы, красавицы. Он пробует заняться умственным трудом. Однако «труд упорный ему был тошен». Ни писательское ремесло, ни чтение книг его не увлекают.

«Устав от однообразия и пустоты светской жизни, Онегин начинает испытывать «сплин», как Чайльд-Гарольд, герой английского романтического поэта Байрона или так называемую «русскую хандру»; перестает посещать свет. В это время с ним знакомится рассказчик, и они думают о путешествии в заморские края.

Угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд,
Ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Евгению даже не приходит в голову, что он чем-либо обязан миру, людям. Он считает оправданным свое эгоистическое существование.

Бывало, он еще в постели:
К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник/
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.

Так длится на протяжении восьми лет до того момента, как Онегину пришло известие о том, что его дядя находится при смерти и желает попрощаться с ним. Евний готовит себя к тому, что нужно будет ухаживать за умирающим, чтобы получить наследство.

Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя!»

Однако когда Евгений приехал, дяди уже не было в живых. Онегин унаследовал деревенские владения: земли, воды, леса и заводы. Пару дней его радовали уединенное место и природа. Но ему быстро наскучил и деревенский пейзаж:

Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.

Глава вторая

В деревне Онегин ведет уединенную жизнь, не желая знаться с необразованным поместным дворянством. Однако он знакомится и начинает дружбу с Владимиром Ленским, юным поэтом.

Ленский — натура благородная и возвышенная. Он увлекался трудами Канта, Гете и Шиллера:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Ленский живет планами на жизнь, мечтами и надеждами. Для него жизнь прекрасна в своей полноте. Владимир не похож на Онегина, для него дружба и любовь — не пустой звук. Его душа жаждет счастья. Но в одном они похожи: и Ленский, и Онегин чужды окружающему миру.

Постепенно молодые люди становятся друзьями. Онегина радуют беседы с Ленским, к пылкости которого он относится снисходительно. Они подолгу говорят на разные темы — об обществе, науке, философии. Ленский признается, что влюблен в Ольгу Ларину.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна.
Как поцелуй любви мила …

Рассказывается о возлюбленной Ленского — Ольге Лариной, милой и простодушной девушке, похожей на многочисленных героинь романов. Ленский встречается с Ольгой ежедневно. Они гуляют в саду, играют в шахматы, он посвящает ей стихи, читает романы. 

Однако «портрет» таких, как Ольга, рассказчику надоедает, и он начинает разговор о ее старшей сестре Татьяне. Она с раннего возраста отличается замкнутостью, мечтательностью, стремлением к уединению. Своими нравственными  идеалами Татьяна близка к народу. Ее душевная чистота завораживает, девушка искренна, способна на глубокие переживания. Татьяна увлечена чтением произведений Ричардсона. Любит она и народное творчество — сказки и песни, гадания и приметы, слушает рассказы своей няньки о старине. В собственной семье на фоне беззаботной сестры Татьяна выглядит чужой. 

Рассказывается также о судьбе матери Татьяны, которую выдали замуж не по любви, но она была верной женой. Жили Ларины просто, соблюдая многие традиции народной жизни, «привычки милой старины».

Глава третья

Онегин хочет увидеть возлюбленную Ленского и ради этого согласен познакомиться с «простой русской семьей», в которой, как представляет Онегин, ведутся разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Однажды Онегин поехал вместе с Ленским к сестрам Лариным. После визита Евгений высказал свое суждение о каждой из них. В частности, он сказал об Ольге. что черты ее лица безжизненны:

Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Владимира огорчили слова Онегина, он молчал обратной дорогой. Татьяну же Евгений счел молчаливой грустной.

На Татьяну Онегин произвел большое впечатление. После посещения Онегиным Лариных соседи говорят о свадьбе Татьяны с Евгением. Девушка, которая давно мечтала о любви, узнает в Онегине предмет своих грез. Она влюбляется в молодого человека и пишет ему письмо с признанием:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви.
Увы, заслуженным укором.

Тайну девушка доверяет только своей старой няне. Несколько дней на письмо не было ответа. Но однажды Онегин приехал к Татьяне сам. Она разволновалась, убежала в сад. Едва она повернула на аллею, как
перед ней появился Онегин.

Глава четвертая

Онегин был тронут письмом Татьяны, но не хотел ее обманывать. После некоторого молчания он сказал:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства;
Их вовсе не достоин я.

Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней …

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Евгений говорит девушке, что не хочет ограничивать жизнь «домашним кругом», что разлюбит ее, как только привыкнет , и семейная жизнь не принесет им счастья. Но Татьяне герой предрекает, что она полюбит «снова». Татьяна слушала суровую отповедь молча, сквозь слезы. Ее очень расстроил ответ Евгения. Она переживает, размышляет и пытается понять Онегина.

А Евгений тем временем страдает от хандры, ежедневные дела раздражают его. Он, как и прежде, как Чайльд-Гарольд, впадает в состояние «задумчивой лени». 

В седьмом часу вставал он лето
И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;
Плохой свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался …

Вечерами Онегина навещает Ленский, они вместе ужинают и подолгу разговаривают. Нередко они говорят о сестрах Лариных. Влюбленный Ленский часто видится с Ольгой, пишет ей многочисленные элегии, уже назначен срок скорой свадьбы. Как-то раз Владимир сказал, что
приглашен на именины Татьяны. Позвали также и Онегина. Евгений не хочет идти, но Ленский его уговаривает.

Глава пятая

Наступает зима. Татьяна любит это время года. Девушка верит «преданьям простонародной старины», снам и приметам.

На святки она гадает. Татьяна видит сон: Евгений Онегин сидит за столом с лесными чудовищами, которые пьют и пляшут. Раздается «хохот, пенье, свист и хлоп». Затем Онегин убивает Ленского. Понять значение сна Татьяна не может.

Но вот уже именины Татьяны. С утра дом Лариных полон гостей, которые шумят, слышен «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот».

В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц;
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Зазвучала музыка, гости сели за стол. В этот момент вошли Онегин и Ленский. Онегина сажают напротив Татьяны. Она побледнела и за весь вечер не сказала ни слова. Евгений видит, что Татьяна нервничает в его присутствии. Он сердится на Ленского за то, что тот уговорил его явиться к Лариным.

Онегин решил отомстить Ленскому. Пригласив на танец Ольгу, он начинает с ней флиртовать. Ленский, сгорая от ревности, уходит с праздника. Онегин рад, что месть удалась.

Глава шестая

На следующий день Ленский вызывает Онегина на дуэль. Евгений принимает вызов, однако в душе жалеет, что все так вышло. Он знает, что виноват перед Ленским, а кроме того, любит юношу «всем сердцем». Но Онегин боится «общественного мненья». Ленский также сожалеет о своем решении, так как поведение Ольги говорит о том, что «он еще любим».

Дуэль состоялась на рассвете. Первым пришел Ленский, вскоре появился и Онегин. Противники отправились за мельницу. Первым выстрелил Ленский и промахнулся. Наступила очередь Онегина.

Онегин выстрелил. Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет …

Дуэль заканчивается гибелью Ленского. Онегин в смятении. Рассказчик с печалью и горечью говорит о судьбе поэта.

Глава седьмая

После дуэли Онегин уезжает из деревни. Ольга весной выходит замуж за улана. Татьяна приходит в дом, где жил Евгений. Она читает его книги, в которых описан современный человек с его «себялюбивой» душой, и постепенно начинает понимать, что представляет собой Онегин.

Он «москвич в гарольдовом плаще», подражание иностранным литературным образцам и нравам. Мать Татьяны везет ее «в Москву, на ярмарку невест». Московская родня принимает Лариных радушно. На балу Татьяну замечает важный генерал. Так решается судьба девушки — она выходит замуж.

Глава восьмая

Однажды на одном из балов Татьяна заметила в толпе знакомую фигуру и поняла, что это Онегин. Она сделала вид, что не заметила его. Онегин увидел Татьяну, подошел к ней и познакомился с ее мужем, который, не зная ничего о прошлых событиях, пригласил Евгения в гости. Онегин пришел и случайно остался наедине с Та-
яной. Он не знал, как начать разговор, но тут появился муж Татьяны, и неловкое молчание было нарушено.

После этого вечера Онегин думал только о Татьяне.

Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.

Теперь он чувствует к ней любовь, ищет встречи. Он пишет ей письма, но ответов не получает.

Наконец герой застает Татьяну одну. Она, плача, читает его письмо. Татьяна не скрывает, что любит Онегина, однако остается верной мужу: «Но я другому отдана; я буду век ему верна». Рассказчик оставляет Онегина в «трудную» для него минуту и прощается с читателем.

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

1823-1831 гг. — время написания романа.
1830 г. — уничтожение А. С. Пушкиным Х главы, где были изложены критические взгляды на власть и эпоху; изъятие IX главы «Путешествие Онегина», отрывки из которой поэт поместил в приложения.
1831 г. — включение в VIII главу «Письма Онегина Татьяне».
1833 г. — выход романа полностью. Он состоял из восьми глав и «Отрывков из путешествия Онегина».
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

В композиции романа выделяются четыре взаимосвязанных контекста.
Герои сами раскрывают свои мысли и чувства.
Среда, окружающая героев.
Авторский анализ и оценка характеров, поведения героев и их мироощущения (проявляется в лирических отступлениях).
Читательское «соучастие» обозначается через серию вопросов, на которые читатель должен дать ответ самостоятельно, или через приглашение обсудить это вместе с автором.
Основные сюжетные линии
любовная: Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга.
дружеская: Онегин и Ленский.
Экспозиция
Начинается роман с середины — с отъезда героя в деревню. Глава 1 — знакомство с главным героем, Евгением Онегиным.
Завязка второй сюжетной линии
Глава 2. Знакомство Онегина с Ленским.
Завязка первой сюжетной линии
Глава 3. Знакомство Онегина с семейством Лариных.
Развитие сюжета
Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Кульминация первой и второй сюжетной линии
Глава 4. Онегин отвергает Татьяну, Ленский счастлив с Ольгой.
Глава 5. Сон Татьяны, ссора Онегина с Ленским на именинах Татьяны.
Кульминация всего романа и развязка второй сюжетной линии
Глава 6. Дуэль Онегина с Ленским, смерть Ленского.
Глава 7. Судьба героев после гибели Ленского: Ольга вышла замуж; Татьяна осталась одна, её увозят в Москву с целью выдать замуж; Онегин уезжает в Европу.
Развязка первой сюжетной линии

Глава 8. Встреча замужней Татьяны с Евгением, отказ Онегину.
Принцип зеркальной композиции:
повторение «‘сюжетной ситуации главных героев: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет письмо, Онегин ей «читает нравоучения» — Онегин влюбляется в Татьяну, пишет письмо, Татьяна отказывает ему;
попарное расположение героев (по принципу антитезы): Онегин — Ленский, Татьяна — Ольга
Принцип параллелизма в композиции
сон Татьяны и именины (схожесть атмосферы, повторение отдельных слов и ситуаций);
письма Татьяны и Онегина (написание письма, ожидание ответа, объяснение)
Лирические отступления
являются переходом между повествованиями;
вставляются перед кульминационными моментами;
обращение к читателю для связи эпического и лирического

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Евгений Онегин» — первый русский социально-психологический роман в стихах.
Для А. С. Пушкина принципиально важным был выбор художественного метода — не романтического, а реалистического. Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, он вскоре убеждается: особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении автор в определённой мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтизма.
«Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. Действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы — реальную и идеальную, а предстаёт в романе единой, рождающей.
Самые высокие и отдалённые от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия.
Герои А. С. Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью.
Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.
Саморазвитие характеров, литературных типов — одна из главных черт реализма. Созданный автором образ живёт самостоятельной жизнью и поступает согласно логике развития характера. Так, начиная писать роман, А. С. Пушкин не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо.
Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, объективное изображение окружающей действительности.
Реализм романа отчётливо выразился в стиле и языке. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи и эмоционально окрашивает его.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Олицетворения:
Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет. ..
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она …
Её изнеженные пальцы
Не знали игл …
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.

Антонимы: высокие думы — простота; остро — тупо; смолчать — повздорить.
Перифразы: добрый мой приятель (Онегин); мечтательница милая, мой верный идеал (Татьяна Ларина); кокетка, ветреный ребёнок, дева красоты (Ольга Ларина); гордая лира Альбиона (поэзия Байрона); задумчивый мечтатель, певец унылый (Владимир Ленский); подруга юности моей (няня); зимних друг ночей (лучина); речь богов (язык поэзии).

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Темы: любовь (Онегин и Татьяна), дружба (Онегин и Ленский).
Идея: проблема «лишних людей» и нравственного выбора между чувствами и долгом. А.С. Пушкин подробно описывает дворянское общество, которое ведёт бесцельную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян. Счастливыми в таких условиях могут быть только обыватели, посредственности, а люди с благородным сердцем умирают или несчастны. Из этого вытекает неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни.
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Евгений Онегин как литературный тип является родоначальником «лишних людей» в русской литературе. Продолжают эту цепочку Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Илья Обломов из одноимённого произведения И. А. Гончарова, Фёдор Лаврецкий из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Тема творчества (автор повествует о создании романа «Евгений Онегин») затронута в таких произведениях, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя (лирическое отступление автора о писателе), «Мастер И Маргарита» М. А. Булгакова.
К теме дуэли обращались такие писатели, как М. ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», И. С. Тургенев в романе «Отцы И дети», А. п. Чехов в повести «Дуэль», А. И. Куприн в повести «Поединок».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Широкий эпический фон (историческое, общественное, бытовое и культурно-идейное
отражение эпохи).
Лирический герой самостоятельный, не сливается с образом главного героя.
Большие (их 27) и небольшие (около 50) лирические отступления.
Создание иллюзии непринуждённого разговора с читателем.
Открытый финал.
Онегинская строфа — законченный по форме и смыслу фрагмент текста из 14 строк с упорядоченной системой рифмовки: перекрёстная (в первом катрене), параллельная (во втором) и кольцевая (в третьем).
ОЛЬГА ЛАРИНА

романтическая, ветреная, антипод сестры: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна»,
карикатурный образ героинь сентиментальных романов;
после смерти Ленского сразу вышла замуж;
автор относится к героине с иронией
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

первый «лишний человек» в русской литературе;
получил домашнее «французское» образование и воспитание;
разочарован в жизни, не верит в искренность чувств;
отверг чувства Татьяны, считая семейную жизнь скучной;
не выдержал испытания дружбой, пошёл на поводу «общественного мненья»;
в конце произведения духовно обновлённый, но дальнейшая судьба неизвестна;
автор относится к герою с симпатией
ТАТЬЯНА ЛАРИНА

«милый идеал», «русская душою»;
верит в сверхъестественное, живёт романами;
любит уединение, печальная, неброская, чистая;
способна страстно и преданно любить;
чувство долга для героини превыше всего: «Но я другому отдана// я буду век ему верна»;
любимая героиня А. С. Пушкина: «Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!»
ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

поэт-романтик с восторженно-мечтательным отношением к жизни;
образование получил в Германии;
верит в цели, ищет смысл жизни;
открыт чувствам, влюблён в Ольгу;
погиб от руки друга;
автор относится к герою с иронией

4.6 / 5. 11

.