Евгений Онегин. Краткое содержание по главам

4.4
(7)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
⦁ 1823-1831 гг. — время написания романа.
⦁ 1830 г. — уничтожение А. С. Пушкиным Х главы, где были изложены критические взгляды на власть и эпоху; изъятие IX главы «Путешествие Онегина», отрывки из которой поэт поместил в приложения.
⦁ 1831 г. — включение в VIII главу «Письма Онегина Татьяне».
⦁ 1833 г. — выход романа полностью. Он состоял из восьми глав и «Отрывков из путешествия Онегина».
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
В композиции романа выделяются четыре взаимосвязанных контекста.
⦁ Герои сами раскрывают свои мысли и чувства.
⦁ Среда, окружающая героев.
⦁ Авторский анализ и оценка характеров, поведения героев и их мироощущения (проявляется в лирических отступлениях).
⦁ Читательское «соучастие» обозначается через серию вопросов, на которые читатель должен дать ответ самостоятельно, или через приглашение обсудить это вместе с автором.
Основные сюжетные линии
⦁ любовная: Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга.
⦁ дружеская: Онегин и Ленский.
Экспозиция
Начинается роман с середины — с отъезда героя в деревню. Глава 1 — знакомство с главным героем, Евгением Онегиным.
Завязка второй сюжетной линии
Глава 2. Знакомство Онегина с Ленским.
Завязка первой сюжетной линии
Глава 3. Знакомство Онегина с семейством Лариных.
Развитие сюжета
Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо:
я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Кульминация первой и второй сюжетной линии
Глава 4. Онегин отвергает Татьяну, Ленский счастлив с Ольгой.
Глава 5. Сон Татьяны, ссора Онегина с Ленским на именинах Татьяны.
Кульминация всего романа и развязка второй сюжетной линии
Глава 6. Дуэль Онегина с Ленским, смерть Ленского.
Глава 7. Судьба героев после гибели Ленского: Ольга вышла замуж; Татьяна осталась одна, её увозят в Москву с целью выдать замуж; Онегин уезжает в Европу.
Развязка первой сюжетной линии

Глава 8. Встреча замужней Татьяны с Евгением, отказ Онегину.
Принцип зеркальной композиции:
⦁ повторение «‘сюжетной ситуации главных героев: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет письмо, Онегин ей «читает нравоучения» — Онегин влюбляется в Татьяну, пишет письмо, Татьяна отказывает ему;
⦁ попарное расположение героев (по принципу антитезы): Онегин — Ленский, Татьяна — Ольга
Принцип параллелизма в композиции
⦁ сон Татьяны и именины (схожесть атмосферы, повторение отдельных слов и ситуаций);
⦁ письма Татьяны и Онегина (написание письма, ожидание ответа, объяснение)
Лирические отступления
⦁ являются переходом между повествованиями;
⦁ вставляются перед кульминационными моментами;
⦁ обращение к читателю для связи эпического и лирического

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Темы: любовь (Онегин и Татьяна), дружба (Онегин и Ленский).
⦁ Идея: проблема «лишних людей» и нравственного выбора между чувствами и долгом. А.С. Пушкин подробно описывает дворянское общество, которое ведёт бесцельную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян. Счастливыми в таких условиях могут быть только обыватели, посредственности, а люди с благородным сердцем умирают или несчастны. Из этого вытекает неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
⦁ «Евгений Онегин» — первый русский социально-психологический роман в стихах.
⦁ Для А. С. Пушкина принципиально важным был выбор художественного метода — не романтического, а реалистического. Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, он вскоре убеждается: особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении автор в определённой мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтизма.
⦁ «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. Действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы — реальную и идеальную, а предстаёт в романе единой, рождающей.
самые высокие и отдалённые от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия.
⦁ Герои А. С. Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характе-
рами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Общее,
свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.
⦁ Саморазвитие характеров, литературных типов — одна из главных черт реализма. Созданный автором образ живёт самостоятельной жизнью и поступает согласно логике развития характера. Так, начиная писать роман, А. С. Пушкин не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо.
⦁ Изображение типических характеров в типических обстоятельствах, объективное изображение окружающей действительности.
⦁ Реализм романа отчётливо выразился в стиле и языке. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи и эмоционально окрашивает его.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
• Олицетворения:
Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет. ..
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она …
Её изнеженныlе пвльиы
Не знали игл …
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльямм трещит и машет. ..
• Литота:
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три …
Вот бегает дворовый мальчик .
Шалун уж заморозил пальчик .
Но всё в элегии ничтожно …
⦁ Синонимы: казаться моечным, пэныввзь; богини, иевы; страдал, сердце похоронил; жизни мирной, деревенской титны; бледно, равнодушно, скучно.
⦁ Антонимы: высокие думы — простота; остро — тупо; смолчать — повздорить.
⦁ Перифразы: добрый мой приятель, красавиц молных модный враг (Евгений Онегин);
мечтательница милая, мой верный идеал (Татьяна Ларина); кокетка, ветреный ребёнок, дева красоты (Ольга Ларина); гордая лира Альбиона (поэзия Байрона); задумчивый мечтатель, певец унылый (Владимир Ленский); подруга юности моей (няня); зимних друг ночей (лучина); речь богов (язык поэзии).
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Евгений Онегин как литературный тип является родоначальником «лишних людей» в русской литературе. Продолжают эту цепочку Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Илья Обломов из одноимённого произведения И. А. Гончарова, Фёдор Лаврецкий из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
Тема творчества (автор повествует о создании романа «Евгений Онегин») затронута в таких произведениях, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя (лирическое отступление автора о писателе), «Мастер И Маргарита» М. А. Булгакова.
к теме дуэли обращались такие писатели, как М. ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», И. С. Тургенев в романе «Отцы И дети», А. п. Чехов в повести «Дуэль», А. И. Куприн в повести «Поединок».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
⦁ Широкий эпический фон (историческое, общественное, бытовое и культурно-идейное
отражение эпохи).
⦁ Лирический герой самостоятельный, не сливается с образом главного героя.
⦁ Большие (их 27) и небольшие (около 50) лирические отступления.
⦁ Создание иллюзии непринуждённого разговора с читателем.
⦁ Открытый финал.
⦁ Онегинская строфа — законченный по форме и смыслу фрагмент текста из 14 строк с упорядоченной системой рифмовки: перекрёстная (в первом катрене), параллельная (во втором) и кольцевая (в третьем).
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
⦁ первый «лишний человек» в русской литературе;
⦁ получил домашнее «французское» образование и воспитание;
⦁ разочарован в жизни, не верит в искренность чувств;
⦁ отверг чувства Татьяны, считая семейную жизнь скучной;
⦁ не выдержал испытания дружбой, пошёл на поводу «общественного мненья»;
⦁ в конце произведения духовно обновлённый, но дальнейшая судьба неизвестна;
⦁ автор относится к герою с симпатией
ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ
⦁ поэт-романтик с восторженно-мечтательным отношением к жизни;
⦁ образование получил в Германии;
⦁ верит в цели, ищет смысл жизни;
⦁ открыт чувствам, влюблён в Ольгу;
⦁ погиб от руки друга;
⦁ автор относится к герою с иронией
ТАТЬЯНА ЛАРИНА
⦁ «милый идеал», «русская душою»;
⦁ верит в сверхъестественное, живёт романами;
⦁ любит уединение, печальная, неброская, чистая;
⦁ способна страстно и преданно любить;

⦁ чувство долга для героини превыше всего: «Но я другому отдана// я буду век ему верна»;

⦁ любимая героиня А. С. Пушкина: «Простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою!»

ОЛЬГА ЛАРИНА
⦁ романтическая, ветреная, антипод сестры: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна»
⦁ карикатурный образ героинь сентиментальных романов;
⦁ после смерти Ленского сразу вышла замуж;
⦁ автор относится к героине с иронией

Глава первая

Рассказчик говорит о жизни Евгения Онегина в Петербурге: о воспитании героя французом гувернером, о том, как молодой Онегин становится светским денди, повесой, как проводит время в петербургском обществе.

В подробностях описывается день героя, в котором все расписано по часам: сначала прогулка в широкополом «боливаре», затем обед в компании таких же, как он, повес, после посещение театра и бал. Пушкин показывает жизнь и нравы высшего общества, его необразованность, на фоне которой некоторые «познания» Онегина делают его «ученым малым» .

«Устав от однообразия и пустоты светской жизни, Онегин начинает испытывать «сплин», как Чайльд-Гарольд, герой английского романтического поэта Байрона; перестает посещать свет. В это время с ним знакомится рассказчик, и они думают о путешествии в заморские края.

Однако вскоре умирает промотавший все состояние отец Онегина. Герой отказывается от наследства, обремененного долгами, и, узнав о болезни дядюшки, скачет в деревню, готовясь «денег ради» ухаживать за умирающим, изображая сочувствие.

Глава вторая

В деревне Онегин ведет уединенную жизнь, не желая знаться с необразованным поместным дворянством. Однако он знакомится и начинает дружбу с Владимиром Ленским, юным поэтом.
Несмотря на разницу в характерах, молодые люди сближаются.

Онегина радуют беседы с Ленским, к пылкости которого он относится снисходительно. Рассказывается о возлюбленной Ленского — Ольге Лариной, милой и простодушной девушке, похожей на многочисленных героинь романов.

Однако «портрет» таких, как Ольга, рассказчику надоедает, и он начинает разговор ее сестре Татьяне. Она не отличается «свежестью румяной» Ольги, молчалива, задумчива, романтична, никогда не участвовала в детских играх, не брала в руки кукол. Татьяна любит природу и читает романы.

Рассказывается о судьбе матери Татьяны, которую выдали замуж не по любви, но она была верной женой. Жили Ларины просто, соблюдая многие традиции народной жизни, «привычки милой старины».

Глава третья

Онегин хочет увидеть возлюбленную Ленского и ради этого согласен познакомиться с «простой русской семьей», в кото- рой, как представляет Онегин, ведутся разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Посетив Лариных, Евгений совершенно не одобряет выбор Ленского: на месте поэта он предпочел бы Татьяну.

После посещения Онегиным Лариных соседи говорят о свадьбе Татьяны с Евгением. Девушка, которая давно мечтала о любви, узнает в Онегине предмет своих грез. она влюбляется в молодого человека и пишет ему письмо с признанием. Тайну девушка доверяет только своей старой няне. Евгений приезжает к Лариным, чтобы увидеться с Татьяной.

Глава четвертая

Онегин встречается с Татьяной в саду. Евгений говорит девушке, что не хочет ограничивать жизнь «домашним кругом», что разлюбит ее, как только привыкнет , и семейная жизнь не принесет им счастья. Но Татьяне герой предрекает, что она полюбит «снова».

Влюбленный Ленский часто видится с Ольгой, пишет ей многочисленные элегии, уже назначен срок скорой свадьбы.

Онегин в эту осеннюю пору живет, как и прежде, как Чайльд-Гарольд, впадает в состояние «задумчивой лени». Ленский передает Онегину приглашение от Лариных на именины Татьяны.

Глава пятая

Наступает зима. Татьяна любит это время года. Девушка верит «преданьям простонародной старины», снам и приметам.

На святки она гадает. Татьяна видит сон: Евгений Онегин сидит за столом с лесными чудовищами, которые пьют и пляшут. Раздается «хохот, пенье, свист и хлоп». Затем Онегин убивает Ленского. Понять значение сна Татьяна не может.

Но вот уже именины Татьяны. С утра дом Лариных полон гостей, которые шумят, слышен «лай мосек, чмоканье девиц, шум, хохот». При появлении Онегина Татьяна готова «в об- морок упасть».

Евгений, которому давно надоели девичьи «трагинервические явления», раздражен этим. Но более всего его злит присутствие соседей-помещиков, глупых и пустых, и он решает в отместку взбесить Ленского.

Онегин приглашает Ольгу танцевать, пускает в ход искусство обольщения, Ольга отвечает на его заигрывания. Ленский, видя происходящее, решает стреляться с Онегиным.

Глава шестая

Получив вызов на дуэль, Евгений принимает его, однако недоволен собой. Он знает, что виноват перед Ленским, а кроме того, любит юношу «всем сердцем». Но Онегин боится «общественного мненья» . Ленский также сожалеет о своем решении, так как поведение Ольги говорит о том, что «он еще любим».

Но дуэль все же происходит, хотя Онегин нарушает ее правила. Так, он привозит в качестве секунданта лакея-француза. Дуэль заканчивается гибелью Ленского. Онегин в смятении. Рассказчик с печалью и горечью говорит о судьбе поэта.

Глава седьмая

После дуэли Онегин уезжает из деревни. Ольга весной выходит замуж за улана. Татьяна приходит в дом, где жил Евгений. Она читает его книги, в которых описан современный человек с его «себялюбивой» душой, и постепенно начинает понимать, что представляет собой Онегин.

Он «москвич в гарольдовом плаще», подражание иностранным литературным образцам и нравам. Мать Татьяны везет ее «в Москву, на ярмарку невест». Московская родня принимает Лариных радушно. На балу Татьяну замечает важный генерал. Так решается судьба девушки.

Глава восьмая

Глава начинается с рассказа о музе повествователя: как она посещала его в лицейские дни, как менялась с ходом времени, как она появилась в Петербурге, среди элиты русской аристократии.  В свете появляется Онегин, вернувшийся из путешествия.

Он одинок в светской толпе. Евгений видит даму, которой все оказывают уважение; рядом с ней генерал. Онегин узнает в ней Татьяну. Теперь он чувствует к ней любовь, ищет встречи. Он пишет ей письма, но ответов не получает.

Наконец герой застает Татьяну одну. Она, плача, читает его письмо. Татьяна не скрывает, что любит Онегина, однако остается верной мужу: «Но я другому отдана; я буду век ему верна». Рассказчик оставляет Онегина в «трудную» для него минуту и прощается с читателем.

4.4 / 5. 7

.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.