5
(2)

ЧТО ПОРОЖДАЕТ ЦАХЕС (ПО СКАЗКЕ Э. Т. А. ГОФМАНА «КРОШКА ЦАХЕС»)
Фантастическое в произведениях Гофмана настолько завораживает, что, читая их, сразу трудно понять, где здесь заканчивается сказка и начинается реальность. Особенно это касается его или не известной новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», где из-за столкновения сказочного и реального миров писатель раскрывает много философских тем и проблем.
В общем изложении «Крошка Цахес» — это история фантастического подъема жалкого карлика, которого милосердная фея наделила золотой прялкой, а вместе с ней и магическим даром быть привлекательным для людей, которые дружно приписывали ему чужие таланты.

Однако сразу возникает вопрос: а только жалостью руководствовалась фея, помогая Цахесу? И вообще, в чем смысл этого дара — красных волос, благодаря которым этот карлик достигает вершин власти? Возможно, поступок Розабельверде был обусловлен не только сочувствием? Ведь сама она живет в княжестве, где, по официальным приказом, фей нет. Все же ее подруги проживают в изгнании в Джиннистани — официально «несуществующей» волшебной стране, откуда Розабельверде родом. Поэтому можно предположить, что фея таким образом хотела доказать реальность своей магии. И вскоре ее чары действительно начинают действовать на жителей княжества.

Если рядом с безобразным Цахесом оказывался какой-то красавец, то все люди начинали восхищаться красотой карлика. Если кто-то начинал декламировать стихи, то аплодировали, конечно, Цахесу. Музыкант играет на сцене — слушатели считают, что это Циннобер. Зато все глупые выходки и рыхлое шамкання этой «маленькой чудовища» переходят на других людей. Красные волосы довольно быстро присваивают своему хозяину все хорошие качества и достижения других.

Неудивительно, что вскоре Циннобер сделал блестящую карьеру при дворе князя Барзануфа. Этот странный оборотень дорос до министра иностранных дел. И здесь игра феи становится очевидной. Если такое может случиться в разумно устроенном обществе, то чего стоит такое общество вместе с его просвещением? Цахесу дарят чины, однако едва ли не глупые они? Цахеса награждают орденами, но чем они лучше игрушки? Сделав коварный фокус с Циннобер, фея весело мстит всем, кто ее отрицал.

А какую же тогда роль выполняют красные волосы, которые начинают действовать только после того, как Циннобер оказался поблизости монетного двора? Скорее всего, красные волосы указывают на власть денег, которые в произведении важнее природные таланты и даже душу. Наделив карлика «золотым» даром, фея таким образом обнаруживает слабое место кукольного общества. Вот из чего пошутила волшебница, дав шанс Цахесу с тремя красными волосками.

Цахес — олицетворение низменной и корыстной натуры. Его вина, по словам феи, в том, что в душе его проснулся внутренний голос, который бы сказал: «Ты не тот, за кого ты себя представляешь, но старайся сравниться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, поднимаешься ввысь ». Пользуясь волшебным даром, Цахес легко убедил себя в том, что он совершенен. Однако ужасный прежде всего не Цахес, а общество, которое его окружает. Ведь именно оно склонно воспринимать карлика — за красавца, недотепу — за талант, глупость — за мудрость. Государство, в котором Цахес становится министром и первым человеком, похожа на королевство кривых зеркал, где все наоборот.
Итак, настолько нереальный показан Гофманом мир? И так уж удивительно, что мнения людей, которые Перегринуса читает с помощью волшебного стекла, различающиеся по их словам, а иногда и вообще отсутствуют?

Гофман избирает особый, гротескный взгляд на действительность. Именно такой, гротескной, возникает и нелепая смерть Цахес, который утонул в ночной вазе. То есть, на первый взгляд, в гофмановской сказке добро якобы побеждает зло. Однако философия романтических произведений как раз и заключается в том, что в них не предусмотрено однозначного ответа. Глупый, никчемный мир, в котором уважали Цахеса, можно преодолеть, к сожалению, только с помощью чар и только в мечтах «энтузиастов» типа Бальтазара. Такой финал сказки. Мы же, читатели, должны наконец осознать, что волшебников в действительности не существует и несправедливость в жизни придется преодолевать другим способом.

5 / 5. 2

.