0
(0)
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА И РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ В ПЬЕСЕ Г. ИБСЕНА «КУКОЛЬНЫЙ ДОМ»

Выдающийся писатель XIX в. Генрик Ибсен сыграл ведущую роль в становлении новой европейской драмы. Его новаторство заключалось в отказе от привычного любовного конфликта как основного движителя действия, в постановке ряда актуальных проблем о личности и ее отношения с обществом.

Ли не самым известным примером его «новой» драмы стала пьеса «Кукольный дом», сюжетом для которой автор выбрал историю одной семьи. Это произведение о семье, о людях, которые прожили вместе много лет, но так и не сумели стать счастливыми. С другой стороны, пьеса Ибсена стал примером того, как социальный по своей сути конфликт переходит сначала в плоскость морали (морально или нет поступила Нора, подделав подпись на векселе?), А затем — и в сферу психологии.

Действие в пьесе разворачивается накануне Рождества. Нора, молодая красивая женщина, возвращается из города с подарками для детей и мужа.

В жизни его семьи все изменилось к лучшему: мужчина получил должность директора банка, поэтому трудные времена остались в прошлом. Семья живет в собственном доме, у Норы замечательные дети и любимый человек. Так, у женщины вроде есть все основания радоваться жизни и чувствовать себя счастливым, но это только иллюзия. В тот момент, когда семья занята приготовлениями к празднику, семья уже находится на грани катастрофы. И дело не в том, что супруги потерял чувства друг к другу, а через один-единственный поступок Норы.

Несколько лет назад Торвальд сильно заболел и понадобились деньги на его лечение.

Тогда Нора, чтобы не беспокоить отца, который умирает, и спасти больного мужа, заняла деньги, подделав подпись отца на векселе. С тех пор у героини есть своя тайная жизнь: по вечерам, закрываясь в своей комнате, она зарабатывает переписыванием бумаг, чтобы постепенно отдать долг. «Я чувствовала почти мужчиной», — говорит она своей подруге фру Линне.

Все действие в пьесе разворачиваются вокруг этого «аморального» поступка Норы и ее попыток доказать (прежде всего самой себе), что она — личность. Можно сказать, что существование тайны и угроза ее раскрытия обуславливает возникновение для всех персонажей ситуации испытания. И Нора протяжении всего своего «кукольного» жизнь находится в стадии ожидания, о чем свидетельствует сначала надежду, что можно исправить прошлое, затем потеря надежды, нарастание тревоги, отчаянные усилия помешать мужчине узнать правду. По моему мнению, Ибсен не случайно назвал свою пьесу «Кукольный дом», поскольку уже в этом символе содержалось указание на то, что в основе конфликта будет возложена проблему фальши, разрушенных иллюзий, несоответствия внешнего и внутреннего.

Тем временем события приобретают все более драматического и даже трагического характера. Нильс Крогстад, который помог Норе получить деньги нечестным путем, начинает шантажировать ее, надеясь хотя бы с помощью Норы удержаться на должности, с которой его Хельмер собирается уволить. В противном случае он угрожает рассказать всю правду, и тогда Торвальд через преступление Норы может потерять все, а главное — репутацию и должность директора банка.

Когда дети снова появляются в комнате, перед ними уже другая Нора. Она лихорадочно украшает елку — символ Рождества, домашнего мира и уюта, пытаясь сохранить свой очаг единственным известным ему способом: «Сюда свечи, сюда цветы … Отвратительный человек … Вздор, вздор, вздор! Ничего такого не может случиться! Елка будет замечательная. Я все сделаю, как ты любишь, Торвальд … Буду петь тебе, танцевать … »Ее единственная забота — угодить Торвальд, сделать так, чтобы он ее не разлюбил.

Вместе женщина осознает, что его положение просто безвыходное. Она даже собирается покончить с собой, ведь Хельмер, говоря о тех, кто сбился с праведного пути, замечает: «Я чувствую физическое отвращение к таким людям». А еще человек пять минут говорит о «лживых матерей», что «отравляют своих детей ложью и лицемерием», и женщина, которую угнетает ее вина, просит Анну-Марию не пускать к ней детей.

Нора в отчаянии, она постоянно ищет выхода из сложившейся ситуации, и даже обращается за помощью к другу семьи врача Ранка, который тайно любит ее. Однако история с Утром заканчивается трагически (он умирает), зато в жизни Крогстада автор неожиданно вводит в действие обыкновенное чудо: он наконец встретил свою старую любовь и готов отказаться от шантажа. Впрочем, письмо, адресованное Хельмеру, из почтового ящика забрать уже не может.

Узнав о случившемся, Хельмер очень возмущен и … испуганный за собственное благополучие. Даже выяснив мотивы поступка Норы, для него очевидна только его вина, при этом он никак не желает жертвовать собой, как это делала жена ради него.Как видим, в жизни Норы чуда не произошло. И даже то, что Крогстад отказывается от своих требований и возвращает вексель минут (об этом Хельмер узнает из второго письма) совсем не означает желанного спасения. По крайней мере для Норы, поскольку в Хельмера настроение после этого известия мгновенно улучшается: они спасены!

Интересно, что в этот момент мужчина даже не догадывается о том, насколько Нора в нем разочарована. Женщина уже окончательно убедилась, что для мужа она навсегда останется только птичкой, «белочкой», куколкой-женой, с которой приятно играть и какой приятно дарить сладости.

И Нора выносит окончательный приговор своей супружеской жизни: «Я увидела, что ты не тот, за кого я тебя считала», — говорит она Торвальду. В финале звучит грохот — Нора покидает свой дом. На вопрос же ошеломленного Торвальда, вернется ли она, Нора отвечает: «Для этого должно произойти чудо-чудное, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком».

По моему мнению, Нора решается не просто на смелый, а также скандальный для своего времени шаг — стать личностью наперекор обществу. Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить, она не хочет, чтобы с ней играли. Правда, основной конфликт в этой драме все равно не удалось — пьеса заканчивается открытым финалом. Мы знаем лишь, что Нора ушла из семьи. Но что ждет ее впереди? Наверное, мы сами должны найти ответ на этот вопрос.

0 / 5. 0

.