3
(3)

В квартире номер 50 дома 302-бис на улице Садовой в своей постели просыпается директор московского театра Варьете Степа Лиходеев. Жилье Лиходеев делит с Михаилом Александровичем Берлиозом. Из этой «окаянной» квартиры, по слухам, постоянно пропадали люди.

Степа еще не знает о смерти Берлиоза. Он в состоянии тяжелого похмелья и пытается вспомнить, что происходило с ним вчера вечером. Вдруг он видит не знакомого человека, одетого в черное, который представляется профессором черной магии Воландом. Он утверждает, что Степа подписал и уже оплатил контракт на сеансы черной магии в Варьете.

Встречу Лиходеев назначил сам, чтобы уточнить детали, и вот Воланд явился. Директор ничего не помнит и думает, что у него провалы в памяти. Незнакомец предлагает Степе лечить подобное подобным.

В комнате оказывается сервированный стол, на котором графин водки, икра, грибы, сосиски в томате. Степа с извинениями просит позволения отлучиться, в коридоре звонит фивдиректору театра Римскому, который прекрасно осведомлен о Воланде. С крайне неприятным чувством Лиходеев видит, что квартира Берлиоза опечатана. Вдруг он замечает в зеркале, как проходит странный клетчатый гражданин, затем большой черный кот.

Вернувшись в комнату, директор обнаруживает,  что с Воландом за столом сидит клетчатый тип в пенсне и кот, который говорит человечьим голосом, ест грибы и пьет водку.

Воланд представляет их как свою свиту. Те ябедничают на Степу, утверждая, что «они» в последнее время много «свинячаг». Воланд объявляет Лиходееву, что он в квартире лишний.

Вдруг появляется из трюмо огненно-рыжий субъект с торчащим клыком, которого называют Азазелло. Он готов вышвырнуть Степу «ко всем чертям из Москвы’). В одно мгновение Лиходеев оказывается на берегу моря. Став на колени перед каким-то человеком, директор спрашивает, какой это город. Человек отвечает, что это Ялта.

Председателя жилтоварищества дома N 302-бис Никанора Ивановича Босого осаждают многочисленные претенденты на жилье покойного Берлиоза. Являясь в «поганую» квартиру N 50, Босой видит некоего субъекта в клетчатом пиджаке, который представляется Коровьевым, переводчином иностранного артиста Воланда, поселившегося в квартире директора театра Варьете Лиходеева с его согласия, в то время как сам Степа уехал в Ялту.

Директор писал об этом Босому, как говорит переводчик. Никанор Иванович действительно обнаруживает письмо у себя в портфеле. Коровьев просит председагеля сдать иностранцу на время гастролей также апартаменты Берлиоза. Тот говорит, что иностранцы должны жить в «Метрополе».

Однако Коровъев подсказывает, что Никанор Иванович может взять с него большие деньги. Босой называет крупную сумму, получает деньги, а кроме того, взятку — солидную пачку, которая, как он утверждал потом, «сама вползла к нему в портфель».

Воланд, услышав, что председатель ушел, говорит, что он «выжига и плут», и выражает желание, чтобы Босой больше не появлялся. Коровьев куда-то звонит и сообщает, что председатель жилтоварищества незаконно хранит дома валюту.

К Никанору Ивановичу приходят с обыском и обнаруживают пачку долларов. Босой арестован.

Глава 18. Неудачливые визитеры

Из Киева в Москву прибывает Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя покойного Берлиоза. Он получил странную телеграмму, в которой сам племянник оповещал, что его зарезало трамваем, и приглашал на похороны. В Москву Поплавского привела забота о наследстве — квартира.

Там Поплавский встречается с Коровьевым, который, рыдая, изображает, как хрустнули обе ноги Берлиоза, а голова отлетела прочь. Дядя думает, не прописался ли этот сердечный человек в квартире. На вопрос, кто дал телеграмму, черный кот отвечает, что это сделал он, затем требует у гостя паспорт, вызывает Ааазелло, после чего выдворяет Поплавского вон, ударив по голове жареной курицей, которую он достал из чемодана гостя. Ааазелло приказывает дяде забыть о квартире в Москве.

Какой-то человек спрашивает у Поплавского, где квартира
М 50. Он отвечает и решает посмотреть, что будет с этим чело-
веком. Через какое-то время он видит, как этот визитер выле-
тает в мокрых штанах и с расцарапанной лысиной. Произведя
таким образом «проверку» квартиры, Поплавский не медля
отправляется на Киевский вокзал. ‘

Вылетевшим из квартиры человеком был буфетчик Варьете
Соков. В передней его встретила обнаженная ,Рыжая девица.
Он явился к артисту с претензией, что деньги, которыми рас-
считывались покупатели, оказались резаными бумажками.

Воланд же рассказал Сокову, как тот работает: брынза зеленая,
осетрина несвежая, в чай добавляют простую воду. Воланд и его свита, однако, выражают гостю сочувствие: он человек «маленький», «бедный» . Однако выясняется, что у этого «бедного») человека большая сумма в банках и под полом золотые десятки.

Буфетчику предрекают гибель от рака печени через девять месяцев. Воланд советует потратить все деньги на пир. Затем он просит Сокова показать те «деньги», которые превратились в бумажки. Когда тот их достает, они оказываются червонцами. Провожает гостя обнаженная рыжая девица — Гелла. Обнаружив, что забыл шляпу, Соков возвращается, и она подает ему убор, удивляясь, что тот пришел без шпаги.

На лестнице буфетчик видит, что вместо его шляпы у него берет с петушиным пером, который превращается в котенка. Животное прыгает на лысину Сокову, цепляется за нее когтями и, мяукнув, исчезает. Герой спешит к доктору и умоляет его вылечить. В качестве
оплаты кладет червонцы, превращающиеся в винные этикетки.

Глава 27. Конец квартиры N 50

В Москве ведется следствие по делу иностранного артиста, люди в штатском отправляются в квартиру N 50. Там сидит только говорящий черный кот, который держит в лапах примус, начинается перестрелка, кот стреляет из браунинга. Но нет ни раненых, ни убитых.

Слышатся голоса Воланда, Коровьева и Азазелло, они говорят, что уже суббота и солнце склоняется, поэтому пора повидать Москву. Кот, разливая бензин из примуса, устраивает пожар, сам при этом исчезает. Квартира пылает, на полу появляется труп барона Майгеля. Из окна вылетают четыре силуэта — три мужских и один женский.

3 / 5. 3

.