0
(0)

Лермонтов М.Ю. (1814-1841) – поэт, прозаик, драматург. Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь.

В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. В лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой…»). Поэтому его стихи 1830-1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы.

В 1830 —1831 годах раннее лирическое творчество Лермонтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третьего лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832).

В 1832 году Лермонтов оставляет университет и предполагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведении.

Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836.

Имя поэта Лермонтова стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Будучи под арестом, поэт пишет несколько стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь».

В марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвардии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Результаты наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставятся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем».

Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838-1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина.

В 1837 году увидела свет «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным, и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри».

Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой нашего времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений.

За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик.

Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк».

В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года.

Лирика любвив творчестве Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» и др.

Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью.

Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание ей в любви.

Изучение баллады «Три пальмы», или «Восточного сказания», как определил ее поэт, чрезвычайно важно для постижения внутреннего мира Лермонтова, ощущаемой им человеческой катастрофы.

Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим обществом тесно связаны в поэзии Лермонтова с мотивами узничества, несвободы.

В романтическом ключе они развиваются и в лирике Пушкина, и в произведениях раннего Лермонтова. Тема одиночества развивается и в аллегорическом стихотворении 1841 года «На севере диком стоит одиноко…».

Стихотворение «Сон» — стихотворение, в котором поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии — одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций.

Главный долг его — воспевать вольность. Но в современной ему действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов. Острая и меткая характеристика литературы тех лет даётся в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Лирике Лермонтова второй половины 30-х-40-х годов свойственна новая направленность. Начинается, как ни странно, для молодого, не достигшего и 30 лет человека, подведение итогов пережитого.

Теперь всё чаще и чаще лирический герой оказывается во власти Думы, Памяти, передающих не конкретные впечатления, а состояние души. «Царство дивное» поражает нас во многих поздних лирико-философских стихотворениях.

Среди них — «Гляжу на будущность с боязнью…» (1837г), «Как часто пёстрою толпою окружён» (1840г), «И скучно, и грустно» (1840г), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г), «Выхожу один я на дорогу…» (1841г) и другие.

Зрительные впечатления преобразуются в лирическое раздумье, где реальные образы становятся воплощением общих особенностей бытия. Именно так воспринимаются многие стихотворения, как «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко…» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841).

0 / 5. 0

.