Лесков. Основные факты жизни и творчества.

Лесков Николай Семёнович (1831-1895) — прозаик, публицист.

Родился в ceмьe мелкого чиновника, выходца из духовного сословия.

В 1860 году Лесков напечатал свои первые статьи экономического и социально-бытового характера. В 1862 году было напечатано первое художественное произведение — рассказ «Погасшее дело» («Засуха»). Вслед за этим :«Разбойник», «В тарантасе» (1862), «Житие одной бабы» (1863), «Язвительный» (1863). Значительная часть ранних произведений Лескова написана в жанре художественного очерка, который в 60-е годы пользовался большой популярностью.

«Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда» — трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды, — одна из художественных вершин творчества Лескова 60-х годов.

Творчество писателя отличается большим жанровым разнообразием. В 1871 году писатель печатает сатирическую повесть-обозрение «Смех и горе». Яркому, красочному, полусказочному миру под стать и герой — человек цельной натуры, богато одаренный, щедрой души, настоящий бога­тырь.

Такой герой предстает в повести «Очарованный странник» (1873). Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через страшные испытания, много раз находившийся на краю гибели, воплощает в себе физическую и нравственную стойкость русского народа, постепенный, но неуклонный рост его духовных сил, развитие самосознания. В этой повести нашел отражение интерес к русскому национальному характеру.

«Праведничество». Богатая одаренность русского человека, глубина и цельность его натуры были для Лескова залогом лучшего будущего страны.. Писатель ищет и находит «праведников» в самых различных слоях русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства.

Все они смело вступают в борьбу со злом и руководствуются в своих поступках только голосом совести, демонстрируя свою нравственную независимость от окружающей их среды. Таковы герои рассказов «Пигмей» (1876), «Однодум» (1879), «Кадетский монастырь» (1880), «Несмертельный Голован» (1880), «Человек на часах» (1887).

Эти произведения, а также «Русский демократ в Польше» (1880), «Левша» (1881), «Очарованный странник» и «Шерамур» (1879) составили цикл рассказов о «правед­никах».

Циклизация рассказов — характерная черта творчества Лескова. Еще одним циклом были так называемые «рассказы кстати»: «Голос природы» (1883), «Совместители» (1884), «Александрит» (1885), «Старинные психопаты» (1885), «Интересные мужчины» (1885), «Умершее сословие» (1888), «Дама и фефела» (1894) и др.

Цикл составили и святочные рассказы — довольно редкий в русской литературе жанр, в котором Лесков много и успешно работал. Это «Христос в гостях у мужика» (1881), «Штопальщик» (1882), «Путешествие с нигилистом» (1882), «Маленькая ошибка» (1883), «Старый гений» (1884), «Пугало» (1885) и др.

Оружием писателя Лескова были юмор и ирония. Осмеяние— главное средство борьбы писателя с универсальной неустроенностью русской жизни. Юмор Лескова, то добродушный и снисходительный, то трогательный и грустный, то жестокий и язвительный, ненавязчиво, но уверенно направлял мысль читателя в нужное русло.

Лескову принадлежит перевод для детей романа В.Гюго «Труженики моря»; он выступал в печати как литературный и художественный критик. Перу Лескова принадлежат многочисленные статьи, в которых он знакомит русского читателя с обычаями и особенностями веры других народов, населяющих Россию.

Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не с помощью романа, а совокупностью рассказов и повестей.

Сложность изучения связана и с определением жанра произведения. В первом издании автор назвал его: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ».

Затем на протяжении многих лет его жанр определяли как повесть. В учебниках и методических пособиях последнего времени он определяется то как повесть, то как повесть-хроника, то как хроника.

Сказ — это не жанр, а особая форма повествования, поэтому мы вспоминаем лесковскую повесть о левше, повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сказы Бажова, которые являются авторскими сказками. Каждый раз, вспоминая тот или иной сказ, мы уточняем жанр произведения. Что же такое сказ?

Сказ — особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики.

Лесков заявил о себе не только как психолог, но и как замечательный стилист, знаток народной речи. Речь очарованного странника раскрывает не только его социальное происхождение, но и психологические процессы, которые происходят в его душе. В моменты, когда Флягину трудно выразить своё состояние, он употребляет необычные слова и словосочетания: “самоничтожный дух”, “сердцеразжижение”.

Название «Очарованный странник» многозначно. Материнской волею обещан, предназначен Иван Северьянович Флягин Богу, но над ним как будто нависают неведомые чары, недаром он говорит, что многое в своей жизни “не своею волею делал”.

Чувство прекрасного, очарованность миром, желание овладеть красотой — ещё одна важная составляющая в образе Ивана Флягина. Это проявляется в его восхищении конями, заворожённости песней, преклонении перед красотой цыганки. Не менее значимо и второе слово названия — “странник”.

Важную роль в «Очарованном страннике» играют сны и видения, носящие пророческий характер. В произведении очевидны религиозные мотивы, одновременно в нём присутствует и яркое фольклорное начало.

Композиция «Очарованного странника». В первой главе автор представляет героя, а затем сам монах-черноризец повествует о своей жизни в миру. Последняя, двадцатая глава заканчивается размышлениями автора, то есть использован приём “рассказ в рассказе”.

История жизни героя разбивается на самостоятельные, но связанные между собой эпизоды, каждый из которых имеет свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Развитие чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открывается новая красота — красота женщины, таланта, человеческой души. Пережитое очарование Грушей дает возможность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Черты духовной красоты народа. В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей героического самопожертвования во имя отечества. Он проходит путь духовно-нравственных исканий человека. В этом и есть суть странничества и «праведничества» по Лескову. Он готовится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».

Иван Северьянович, проходя очередные “чары”, меняет род занятий, а окружающие каждый раз меняют его имя, называя его не так, как называли в прошлом, поэтому создаётся впечатление, что у главного героя множество лиц и он олицетворяет собой весь русский народ. Герой Лескова — неоднозначный человек, сложный и цельный одновременно.

Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыслить настоящее и будущее народа. По мысли автора, народ — это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.

Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера.

Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной, ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.

Лесков. Основные факты жизни и творчества.
Поставь оценку статье
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2019 Инфошкола