2.5
(11)

За два с лишним десятилетия, прошедших после хх съезда, русская советская литература сумела восстановить утраченные традиции классического реализма. В конце 1980-х — начале 1990-х годов литература переживала необычайный взлет. Это обусловлено, прежде всего, публикацией в многочисленных художественно-публицистических изданиях («Новый мир», «Знамя», «Москва» , «Октябрь» , «Иностранная литература», «Нева» и др.) целого пласта «возвращенной» и «задержанной» литературы.

Действительно, в эти годы увидели свет произведения таких разных в художественном плане писателей, как М. Булгаков, М. Цветаева, Е. Замятин, Б. Пильняк, В. Шаламов, Г. Владимов, В. Дорофеев, В. Набоков, И. А. Бунин, В. Ходасевич, О. Мандельштам, А. Солженицын и др.

Но поток произведений такого рода быстро иссяк. Существовавшие «белые пятна» в русской литературе были открыты, после чего наступил кризис в литературе и культуре.

Это связано с тем, что реалистическая культура, сконцентрированная на социально значимом, не могла уловить те стороны жизни человека, которые были обусловлены не социальными, а иными сторонами бытия, часто неосознаваемыми и непознаваемыми, иррациональными и мистическими, которые все-таки нуждались в осмыслении и воплощении. Поэтому на смену реалистическому взгляду, обращенному к рационально объяснимым и постижимым явлениям, в последней трети ХХ века пришел взгляд иной, утверждающий отказ от рациональной постижимости человеческого бытия.

Писателей стала все больше привлекать не реалистическая, а модернистская эстетика. утверждающая иррациональные основы бытия. Это ярче всего проявилось в произведениях В. Маканина «Где сходилось небо с холмом» и А. Кима «Белка», «Отец лев»). Завершает же столетие постмодернизм, разрушивший все эстетические каноны, созданные за последние два столетия.

Героем становится человек, дезориентированный в настоящем, не имеющий нравственной и вообще какой-либо моральной опоры. Его жизнь теряет какой-либо смысл, обесценивается, распадается на отдельные эпизоды, фрагменты.

Расколотость сознания, одиночество, бесприютность — вот основные темы постмодернистской литературы. Наиболее ярко постмодернистское сознание представлено в творчестве В. Пелевина ( «Жизнь насекомых», «Поколение П», «Чапаев и Пустота» ).

Новые писатели, пришедшие в литературу в 1990-е годы, зачастую не только не могут, но и не хотят быть реалистами, то есть людьми всерьез озабоченными ролью человека в историческом процессе, философами, размышляющими о смысле человеческого бытия и занятыми поисками нравственной опоры. Они уже не хотят быть «пророками», «больше чем» поэтами, а становятся человеком толпы, растворяясь в ней.

Действительно, чем писатель отличается от других? Почему должен учительствовать, поучать, наставлять? Поэтому читателями, традиционно рассматривавшими литературу как учебник жизни, а писателя — как «инженера человеческих душ», нынешнее
положение в литературе и в культуре вообще осмысливается как ситуация культурного вакуума, пустоты.

Таким образом, литература второй половины ХХ века представляет собой очень сложный процесс, связанный не только с эстетическими закономерностями, но и с обстоятельствами общественно-политического характера.

Вопросы и задания

Какие нравственные проблемы волновали писателей — деревенщиков?
Творчество каких писателей может быть отнесено к «деревенской прозе»?
Назовите писателей и их произведения, в которых pаскрывается .лагерная тема»
Каковы основные черты драматургии 1960-80-х годов?
В чем новаторство драматургии Вампилова? Проанализируйте одну из его пьес
Какие тенденции характерны для литературы постперестроечного периода?

2.5 / 5. 11

.