Литературные направления

Литературное направление — художественный метод, который формирует общие идейно-эстетические принципы
множества писателей в определённую историческую эпоху.

Основные черты литературного направления:
⦁ объединение писателей конкретной исторической эпохи
⦁ выражение определённого мировоззрения и жизненных ценностей
⦁ использование характерных художественных приёмов, тем и сюжетов, особого типа героя
⦁ характерные жанры
⦁ особый художественный стиль

Наиболее значительные литературные направления русской литературы:

классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
символизм
акмеизм
футуризм

Писатели могут по-разному относиться к событиям, которые они изображают. Эстетические пристрастия у них тоже могут быть разными. И даже работая внутри одного литературного направления, каждый автор решает задачу, поставленную в произведении, по-своему.

 

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XVIII вв., основой которого было подражание образцам античного искусства.

Основные черты классицизма:

⦁ национально-патриотическая тематика, значительность выбираемых тем
⦁ обращение к возвышенным нравственным идеалам
⦁ строгое разграничение жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (басня, комедия)
⦁ недопустимость смешения жанров (ведущий жанр — трагедия)
⦁ назидательность произведений
⦁ чёткое деление героев на положительных и отрицательных
⦁ соблюдение правила трёх единств: места, времени и действия

Типичные произведения русского классицизма:

⦁ Г. Державин — ода «Фелица»
⦁ М. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреонтом»
⦁ Д. Фонвизин — комедии «Бригадир», «Недоросль»

Пример произведения: Д. Фонвизин «Недоросль»

Произведение «Недоросль» — образец низкого жанра комедии.

Задачи автора: высмеять пороки дворянства, осмеять невежество, вынести на обсуждение тему воспитания, указать на основное зло времени — крепостничество и произвол помещиков. Чтобы правдиво изобразить жизнь, автор был вынужден расширить рамки классицистического произведения.

Черты классицизма в комедии. Соблюдены правила трёх единств.

Единство места (действие происходит в поместье Простаковых), единство времени (события происходят в течение суток), единство действия (одна сюжетная линия).
Разделение персонажей на положительных и отрицательных. Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья. Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.
Классический финал: порок наказан. Новаторские особенности комедии Говорящие фамилии: Правдин, Скотинин, Вральман, Кутейкин и др.

Языковая характеристика. Положительные персонажи говорят «высоким штилем», отрицательные — отличаются бедностью словарного запаса

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII — начале XIX в., провозгласившее высшей ценностью человека чувства, а не разум.

Основные черты сентиментализма:
⦁ обращение писателей к простому человеку, интерес к миру его чувств
⦁ стремление исследовать душу человека, раскрыть его психологию
⦁ субъективное отображение мира
⦁ произведения, как правило, написаны от первого лица (рассказчик является автором)
⦁ главная тема произведений — любовные страдания
⦁ сближение литературного языка с разговорным
⦁ жанры: дневник, письмо, повесть, сентиментальный роман, элегия

Типичные произведения русского сентиментализма:
⦁ В. Жуковский — элегия «Сельское кладбище»
⦁ Н. Карамзин — повести «Бедная Лиза», «Фрол Силин, благодетельный человек»
⦁ А. Радищев — повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»

Пример произведения: Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Тема. Затронута социальная проблема отношений дворянского сословия с крестьянами. Противопоставляя образы Лизы и Эраста, писатель впервые поднимает тему маленького человека.

Идея. Автор описал любовь, способную преобразить человека, одним из первых начал использовать приёмы психологизма в литературе.

Место действия. Москва и её окрестности (Симонов и Данилов монастыри) — создана иллюзия достоверности.

Изображение чувств. Впервые в русской литературе главным стало не прославление героя, а описание чувств.

А роль нравственной героини отдана крестьянской девушке. В отличие от произведений классицизма, повесть лишена назидательности.

Персонажи. Лиза живёт в гармонии с природой, она естественна и наивна. Эраст не коварный соблазнитель, человек, который не смог пройти испытаний и сохранить любовь. Такой тип, героя получил развитие в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и получил название «лишнего человека».

Пейзаж. Отражает душевные переживания героини.

Язык. Лёгкий для восприятия. Речь крестьянки Лизы не отличается от речи дворянина Эраста.

 

 

РЕАЛИЗМ

Реализм — художественное направление в литературе и искусстве XIX-XX вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни.

Основные черты реализма:
⦁ обращение художника к конкретной исторической эпохе и к реальным событиям
⦁ изображение жизни, людей и событий в соответствии с объективной реальностью
⦁ изображение типичных представителей своего времени
⦁ использование типичных приёмов в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер)
⦁ изображение событий и героев в развитии

Типичные произведения русского реализма:

⦁ А. Грибоедов — комедия в стихах «Горе от ума»
⦁ А. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина»
⦁ М. Лермонтов — роман «Герой нашего времени»
⦁ Л. Толстой — роман «Война и мир» И др.
⦁ Ф. Достоевский — роман «Преступление и наказание» и др.

Пример произведения: А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Энциклопедия русской жизни». Произведение охватывает события с 1819 по 1825 год. Читатель узнаёт об эпохе правления Александра I, о высшем свете Петербурга и нравах общества; о патриархальной Москве, о жизни провинциальных помещиков, о воспитании детей в дворянской семье, о моде, об образовании, о культуре и репертуаре театров, деталях быта (описание кабинета Онегина) и др.

Проблематика романа. Главный герой (Онегин), обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти себе применения в обществе. Автор ставит вопрос: почему так происходит? Чтобы ответить на него, он исследует личность героя и среду, сформировавшую личность.

Черты реализма. Критики утверждали, что роман можно продолжать до бесконечности и закончить на любой главе, потому что он описывает реальную действительность. Финал романа открытый: автор предлагает додумать его продолжение. Использованы прямые авторские характеристики, ирония, лирические отступления, которые превратили роман в свободное путешествие автора по жизни.

 

РОМАНТИЗМ

Романтизм — художественное направление в литературе и искусстве
конца XVIII — начале XIX в., характеризующееся интересом к личности и противопоставлением реального мира — идеалистическому.

Основные черты романтизма:

⦁ субъективная позиция автора
⦁ неприятие прозаичности реальной жизни и создание собственного идеального мира
⦁ красивый романтический герой
⦁ изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
⦁ экзотичность пейзажа
⦁ использование фантастики, гротеска

Типичные произведения русского романтизма:

⦁ В. Жуковский — баллады «Лесной царь», «Людмила», «Светлана»
⦁ А. Пушкин — поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»
⦁ М. Лермонтов — поэма «Мцыри»
⦁ М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль», стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике»

Пример произведения: М. Горький «Песня о Соколе»

Идея. Возвышенный, самоотверженный подвиг. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Персонажи. Сокол – олицетворение борца за народное счастье. Его главные черты — храбрость, презрение к смерти, ненависть к врагу. Для Сокола счастье в борьбе, его стихия — небо, высота, простор. Удел Ужа — тёмное ущелье, в котором тепло и сыро.

Пейзаж. Пейзаж даётся в начале и в конце произведения, создавая композиционную рамку. Он показывает, как прекрасна жизнь и каким ничтожным на этом фоне выглядит убогий мир людей, подобных Ужу. Лишь люди, подобные Соколу, достойны того, чтобы о них слагали песни.

Средства художественной выразительности. Необыкновенное воздействие оказывает ритм и поэтическая лексика, характерная для торжественной песни: пал на землю; сверкнул очами; прянул в воздух; гремела песня о гордой птице; и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света; в их львином рёве гремела песня и др.

Основная часть произведения — диалог Ужа и Сокола, выражение двух противоположных точек зрения. Много вопросов, восклицаний, фраз, ставших крылатыми (Рождённый ползать — летать не может!).

 

ФУТУРИЗМ
Футуризм — авангардистское направление в живописи и литературе, получившее распространение в 1910-1920 годах ХХ в. Поэты-футуристы пытались создать искусство будущего, полностью отрицая искусство прошлого.

Основные черты футуризма:
⦁ демонстративный разрыв с традиционной культурой
⦁ отказ от классического наследия, новые принципы видения мира
⦁ поиски новых средств поэтической выразительности
⦁ эпатаж публики, литературное хулиганство
⦁ использование языка плакатов и афиш, словотворчество

Представители футуризма:

⦁ «Гипея» (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А Кручёных, В. Каменский)
⦁ Эгофутуристы (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
⦁ «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренёв, Р. Ивнев)
⦁ «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров)
Футуризм породил в литературе разные течения (имажинизм С. Есенина, конструктивизм И. Сельвинского и др.).
Пример произведения: «Ночь» В. Маяковского
Поэтическая шарада. Автор предлагает читателю разгадать необычные образы. В качестве подсказок он использует цвета: багровым обозначен закат, белым — день, который отброшен и скомкан, зелёным — сукно игрового стола. Освещённые окна ночного города вызывают у поэта ассоциацию с веером игральных карт. Официальные здания уже закрыты — на них наброшены синие тоги (одежда священников).

1-я и 2-я строфа — описание ночного города, который сравнивается с игорным домом. В З-й строфе поэт изображает людей в поисках развлечений: Толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома.

В 4-й строфе — говорит о своём одиночестве. Людям, пришедшим на выступление Маяковского, нужны развлечения. И поэт сознаёт, что, обнажая душу, не следует рассчитывать на понимание.

Средства художественной выразительности. Большое количество метафор (чёрные ладони сбежавшихся окон, горящие жёлтые карты, громада из смеха отлитого кома), необычные сравнения (толпа — nёстрошёрстая быстрая кошка; как жёлтые раны, огни), неологизмы (nёстрошёрстая).

Стихотворный размер и рифма. Дактиль с перекрёстной рифмой.

 

АКМЕИЗМ

Акмеизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в 1910-е годы ХХ в., в качестве основного художественного принципа придерживались точного значения слов, провозглашали возврат к материальному миру, предмету.

Название произошло от греческого слова akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина.

Основные черты акмеизма:
⦁ простота и ясность поэтического языка (слову возвращён первоначальный смысл)
⦁ туманности и намёкам символизма противопоставлен реальный мир
⦁ умение находить поэзию в бытовых деталях
⦁ исключение сложных речевых оборотов и нагромождения метафор

Представители акмеизма:

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», которое образовали Н. Гумилёв и С. Городецкий.

Из широкого круга поэтов выделилась более узкая группа акмеистов: А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин и др.

Пример произведения: А. Ахматова «Гость»

Общие сведения. Стихотворение написано А. Ахматовой в 1914 году в жанре элегии.

Тема. Неразделённая любовь.

Композиция. Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строчки в каждой.

Средства художественной выразительности. Эстетика акмеизма подразумевает лаконичность, простоту и внимание к мельчайшим деталям.

Композиция стихотворения чёткая, несложная, в нём нет туманных намёков, загадок
и символов.

Использованы эпитеты: мелкий метельный снег, nросветлённо-злое лицо, наnряжённо и страстно знать, сухая рука.

Поэтесса включила в текст диалог. Этот приём создаёт эффект реальности, перед читателем возникает картина обычного общения, живой разговорной речи. Используется анафора: Расскажи, как тебя целуют! Расскажи, как целуешь ты.

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано анапестом с перекрёстной рифмой.

 

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Модернизм — художественное направление в литературе и искусстве ХХ в., в основе которого лежит отрицание и нарушение традиций классической культуры.

Основные черты модернизма:
⦁ моделирование новой реальности
⦁ слияние реального и фантастического
⦁ новаторство формы и содержания

Типичные произведения русского модернизма:

⦁ А. Ахматова, В. Маяковский, Н. Гумилёв и др. — стихи.

Постмодернизм – художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХХ в., в основе которого лежит смешение стилей — высокого с низким.

Основные черты постмодернизма:

⦁ отвержение норм и правил предшествующей культурной традиции
⦁ полная свобода выбора тем, жанров, приёмов

Типичные произведения русского постмодернизма:

⦁ В. Пелевин — романы «Чапаев и Пустота», «Generation «П»» и др.

 

СИМВОЛИЗМ

Символизм — модернистское направление в русской поэзии, появившееся в конце XIX в. и в качестве главного художественного приёма выдвинувшее символ.

Символ — это и вид иносказания, и условный художественный образ, который имеет множество значений; роль символа — пробуждать у читателя его собственные ассоциации, мысли и чувства.

Основные черты символизма:

⦁ стихотворение построено на ассоциациях и передаёт субъективные впечатления автора
⦁ использование образов-символов с определённым значением (например, ночь — мрак, таинственность; солнце — недостижимый идеал и т. д.)
⦁ побуждение читателя к сотворчеству (с помощью ключей-символов любой человек может сделать для себя индивидуальное открытие)
⦁ музыка — вторая по значимости (после символа) категория в эстетике символизма (использование музыкальных композиционных техник, словесно-музыкальных созвучий, музыкальной ритмичности)

Пример произведения: А Блок «Вхожу я в тёмные храмы … »

Общие сведения. Стихотворение написано в 1902 году. Оно вобрало в себя все основные особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Тема. Ожидание встречи лирического героя с Прекрасной Дамой.

Идея. Высокое служение Прекрасной Даме, в образе которой воплотилось некое Божественное начало.

Символы. Поэт использует символику цвета: красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Её появления.

Средства художественной выразительности. Лексика торжественная: использовано много высокопарных слов, подчёркивающих исключительность происходящего (мерцанье лампад, озарённый, ризы, отрадны).

Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения и её упоминания написаны с прописной буквы, включая местоимения (о Ней, Твои, Ты). Использованы эпитеты (тёмные храмы, бедный обряд, ласковы свечи), олицетворения (бегут …улыбки, сказки и сны; образ глядит), риторические восклицания (О, Святая, как ласковы свечи! Как отрадны Твои черты!), ассонансы (Там жду я Прекрасной Дамы/ В мерцаньи красных лампад).

Стихотворный размер и рифма. Стихотворение написано трёхударным дольником с перекрёстной рифмой.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

⦁ Этап возникновения символизма Русский символизм возник в 1890-х годах. В первое десятилетие ведущую роль в нём играли «старшие символисты»: В. Брюсов, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, д. Мережковский и др. Их произведения отражали уныние, неверие в человеческие возможности, страх перед жизнью. Система символов ещё
не была создана.

⦁ Этап расцвета символизма «Младосимволисты» были последователями философа-идеалиста и поэта В. Соловьёва — ввели понятие символа.

Главный символ — образ старого мира, стоящего на грани гибели. Спасти его, по убеждению поэтов, могла только Божественная Красота, Вечная Женственность, Душа Мира, Гармония. Об этом создал цикл стихов о Прекрасной Даме А. Блок. Похожие мотивы передали поэты: А. Белый, К. Бальмонт, Вяч. Иванов, П. Анненский и др.

⦁ Этап угасания символизма
К 10-м годам ХХ в. течение прекращает существование, оказав влияние на последователей. Вершиной периода стали поэмы А. Блока «Двенадцать» и «Скифы

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2018 Инфошкола