Центром, вокруг которого вращалась «поэзия потерь» молодой Ахматовой, была тема любви. Видя, как и все символисты, в любви символ одной из самых высоких духовных ценностей бытия, поэтесса привносила этому чувству вполне земной и конкретный смысл, свободный от любого мистического эха.
Любовь для А. Ахматовой — это «пятое время года», необычное состояние души, которое раскрывает обычный «бег времени», линза, через которую ее лирический двойник воспринимает мир. Однако это чувство также лишено всякой идеализации: поэтесса подчеркивает драматический надлом в любовных взаимоотношений. Любовь у нее пропитана настроениями разочарования, горькой обиды, тоски покинутой женщины. Нередко в ахматовских стихах отношения лирической героини и ее возлюбленного приобретают форму любви-пытки.
Впрочем, при всей конкретике (подчеркнутой, как уже отмечалось, «предметными» деталями, например хлыстом и перчаткой, оставленными любимым на столе после его столкновения с героиней) многочисленные любовные драмы включают в себя возможность для надличностных обобщений. Благодаря таким возможностям читательницы узнавали и до сих пор узнают себя в лирической героини Ахматовой, воспринимая ее переживания как свои собственные чувства, как точно воспроизведены проявления универсальной женской природы.
Это открывало перспективу выхода поэтессы за пределы камерной, «дневниковой» лирики, до сих пор ограниченной задачей регистрации и анализа мельчайших движений пораженной любовью души. Тенденцией к обобщению было обусловлено желание приблизить любовную лирику к жанру притчи. Примером этого является цикл «Библейские стихи», написанный в начале 20-х годов. Три стихотворения, вошедшие в него, посвященные соответственно трем библейским женским образам — Рахили, жене Лота и Мелхоле.
Ахматова «по-женски» переосмысливает библейские сюжеты, в которых фигурируют эти фигуры, и объединяет их в своеобразный притчевой триптих, представляющий три ипостаси драматической женской любви.
В образе Рахили поэтесса изображает раненой ревностью к другой женщине душу: жертва козней своего отца, бедная девушка заламывает руки из-за того, что не она, а старшая сестра Лия стала женой ее возлюбленного Иакова.
В библейском рассказе о жене Лота, что, нарушив запрет, оглянулась, Ахматова видит историю женщины, которую погубила щемящая любовь к прошлому — к родному дому, в котором она родила детей от любимого мужчины, к башням и площадям родного города. Эта героиня предстает в стихотворении воплощением естественной женской жертвенности, способности отдать жизнь «за единственный взгляд» в прошлое.
В сюжете же о влюбленной в певца Давида Мелхолу развивается тема ревности женщины к искусству, которому служит ее избранник. Мелхола ненавидит любимого за то, что не одна она царит в сердце, за то, что обречена на соперничество с его музой.
Так, «по-женски», эти библейские сюжеты были истолкованы впервые.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.