Относительно характера Марины сам Пушкин говорит в одном письме: «Конечно, это была самая странная из всех хорошеньких женщин; у нее была только одна страсть — честолюбие, но зато такое сильное, бешеное, какое трудно себе и представить».
Марина — гордая красавица, страстная и властолюбивая женщина, не умеющая сдержать себя и руководствующаяся в жизни одним тщеславием. Выслушав биографию Самозванца, она горько восклицает: «О стыд! О горе мне!» Но скоро заглушает в себе и стыд, и гордость, несмотря на то, что «у ног своих видала и рыцарей и графов благородных». Это хитрая кокетка, в сетях которой запутался Самозванец. Она любит не его, а московский трон и руку свою готова отдать только «наследнику московского престола». В этот момент Марина — полная противоположность Самозванцу: он жаждет любви, а она не только не любит, но и вообще не может понять, как можно «проболтаться» из-за любви. Она холодно перебивает пламенный поток излияний Лжедимитрия и требует открыть его тайные надежды и планы, поскольку желает «пуститься в жизнь — не с детской слепотой, не как раба желаний легких мужа», но как «помощница московского царя». Последнее для нее, в сущности, все. Марине нужно узнать, истинный он царевич или нет, причем важно не его происхождение, а самый факт обнаружения тайны. С холодной расчетливостью она рассуждает: «Могу ль, скажи, предаться я тебе … когда ты сам с такою простотой так ветрено позор свой обличаешь?»
Когда под градом ее издевательств в Самозванце пробуждается гордое сознание собственного достоинства, когда она убеждается в том, что он отлично понимает, в чем его сила, — словом, когда она слышит речь «не мальчика, но мужа», да при этом еще соображает, что, если он мог «ослепить чудесно два народа», то должен быть достоин успеха, а следовательно, и ее, она готова забыть его «безумный порыв» и ввериться ему. Теперь она уже торопит его:
Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву —
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла …
Сам Самозванец, испытавший на себе всю силу ее гордости и надменности, весь яд ее злобы и хитрости, уходя, дает ей удачную и меткую характеристику:
И путает, и вьется, и ползет,
Скользит из рук, шипит, грозит и жалит.
Змея! змея! ..
Одним словом, Марина чужда всего женственного; она холодная, расчетливая, себялюбивая кокетка, и при этом далеко не легкомысленная.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.