Глава 1
Там, где когда-то в горах был монастырь, седой старик «сметает пыль с могильных плит», на которых написано, как, «удручен своим венцом», грузинский царь вручал народ России.
Глава 2
В давние времена русский генерал вез пленника — горского мальчика шести лет. Мальчик «тихо, гордо умирал». Его спас монах, давший ему кров в обители. Ребенок рос .одиноким и часто смотрел на восток, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Потом привык к плену, стал понимать чужой язык, готов был принять монашеский обет … Однажды, когда разыгрывается гроза и монахи в страхе лежат ниц, он бежит из монастыря. После трехдневных поисков его находят без сознания в степи. Мцыри (так зовут юношу) страшно бледен и худ.
Глава 3
К нему приходит монах с увещеванием и мольбой. Гордо выслушав старика, Мцыри рассказывает ему все, что он видел на воле, и не молит о прощенье.
Глава 4
Мцыри говорит, что жил мало и вся его жизнь прошла в плену. С детства герой тосковал по родине и дал клятву хотя бы на миг прижать грудь «к груди другой, хоть незнакомой, но родной».
Глава 5
Три дня на воле, говорит Мцыри старику, он жил. Он давно задумал узнать, «прекрасна ли земля» и для чего родится на земле человек — «для воли иль тюрьмы».
Глава 6
На воле, когда он видел горные снеговые выси, он вспоминал прошлое.
Глава 7-11
Мцыри отчетливо представлял отцовский дом, отца- могучего воина в боевой кольчуге, прекрасных сестер, стариков, «сидящих с важностью лица». Он вспоминал «мирный дом», рассказы о прошлом. Мцыри слышал голоса природы, хвалящей творца, но в этом хоре не раздавался «человека гордый глас». Полдневный зной разогнал его мечты, и он спустился к бурному потоку по ступеням скал.
Глава 12-14
К берегу за водой спускается молодая грузинка: она живет в одной из двух саклей, прилепившихся под скалой. Мцыри видит «отрадный сон» — образ прекрасной грузинки. Но он превозмогает сладкую тоску и страданья голода и идет искать родную страну.
Глава 15
Однако гор он больше не видит, а попадает в лес, густой и страшный. Мцыри влезает «на дерева», но не видит ничего, кроме леса. В отчаянии он падает на землю, грызет «сырую грудь земли».
Глава 16-19
На поляне появляется барс. Он, играя, ложится на песок, весело визжа, грызет сырую кость. Сердце Мцыри вдруг зажигается жаждой крови и борьбы. Барс чует врага, начинается битва. Главный герой бьется смело, отчаянно, визжит, как барс, как будто и сам он «был рожден в семействе барсов и волков, под свежим пологом лесов» . Барс побежден и принимает смерть «лицом к лицу, как в битве следует бойцу».
Глава 20-25
Израненный Мцыри выходит из леса, слышит колокольный звон и понимает, что вернулся к своей тюрьме. Он теряет сознание, чувствует, что умирает. Ему кажется, что он лежит на дне холодного потока, золотая рыбка с зелеными глазами нежным голосом просит его уснуть, обещая на дне «привольное житье, и холод, и покой» .
Глава 26
Теперь Мцыри просит старика вынести его перед смертью в монастырский сад, откуда виден Кавказ. Он думает, что он пришлет ему с ветерком прощальный привет, рядом с ним «родной раздастся звук», И он сможет представить, будто друг или брат отирает с его лица «кончины хладный пот» И поет «про милую страну» . С этой мыслью, говорит Мцыри, он заснет и никого не проклянет .
ОБРАЗ МЦЫРИ
- имя в переводе с грузинского означает «неслужащий монах», «послушник»
- свободолюбивый, не мог примириться с жизнью в неволе
- бесстрашный, ловкий, на пике своей физической и духовной красоты
- не доверяет людям
- главная причина его смерти — безнадёжность
ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭМЕ
- помогает Мцыри сбежать
- рассказывая о воле, герой описывает природу, которую он видел
- герой слился с природой, он её часть
- хочет умереть в саду
- природа враждебна к Мцыри
- препятствует обретению свободы:
«Мцыри» романтическая поэма, исповедь молодого монаха. Произведение написано под впечатлением от жизни на Кавказе. В нём отражен любимый идеал поэта, а также идеи, которые были близки его мятежной натуре.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
- 1839 г. — окончание работы над поэмой. В основу сюжета легла история горца, пленённого русским генералом и оставленного в местном монастыре, где он провёл всю свою жизнь. Влияние оказала и эпическая поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.).
- 1840 г. — публикация в единственном прижизненном издании поэта — сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
- В основе поэмы лежит конфликт: Мцыри — монастырь. Юноша стремится вырваться на свободу из монастыря-тюрьмы. Характер конфликта романтический, он состоит во внутреннем противоречии между стремлением Мцыри на свободу и его жизнью, проведённой в неволе.
- Композиция кольцевая: действие начинается и завершается в монастыре.
- Экспозиция. Описание развалин монастыря, предыстория героя (каким образом он попал в монастырь), монолог-исповедь «о трёх блаженных днях», проведённых на воле.
- Завязка. Побег из монастыря перед постригом в монахи.
- Развитие сюжета. Скитание по лесу, встреча с девушкой.
- Кульминация. Битва с барсом. Мцыри победил, но смертельно ранен животным.
- Развязка. Смерть героя.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Тема: свобода и любовь к родине.
- Идея: стремление к свободе и любовь к родине для молодого послушника по имени Мцыри едины. Юноше лучше провести три дня на свободе и умереть, чем жить в заточении. Однако за свободу нужно бороться. М. Ю. Лермонтов прославляет свободолюбивую личность.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
- Жанр произведения — поэма.
- Главная особенность поэмы как лиро-эпического жанра состоит в том, что, с одной стороны, герой характеризуется через действия, а с другой — в исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
- Сравнения: как серна гор, пуглив и дик; и слаб, и гибок, как тростник; я видел горные хребты. причудливые, как мечты; сплетаясь, как пара змей; в снегах, горящих, как алмаз.
- Эпитеты: пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, сонные цветы, ужасный крик, страшный сон, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов.
- Метафоры: бой закипел, судьба смеялась надо мной, я тайный замысел ласкал, проснулся день, туманный лес заговорил, смутный гул в долине с ветром пробежал.
- Риторические вопросы, восклицания, обращения: Дитя моё, останься здесь со мной … я также мог бы жить! А душу можно ль рассказать?
- Анафора: Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких, бешеных коней, Про биты чудные меж скал.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.