2.3
(4)

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души». Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки.

Сюжет —событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Сюжет можно назвать образом события или цепи событий, в то время как фабуласоставляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

Сюжет поэмы «Мертвые души» состоял в том, как ловкий пройдоха нашел в русских условиях неожиданно тонкий способ мошенничества. Герой поэмы Чичиков придумывает остроумную аферу: он скупает у помещиков эти «мертвые души», Объявляет их переселенными на юг, в Херсонскую губернию, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. За одну тысячу «мертвых душ» он получает чистый доход в 100 тысяч рублей.

Работу над поэмой Гоголь начал осенью 1835 года, до того, как приступил к «Ревизору». В том же письме, в котором Гоголь просит у Пушкина сюжет для комедии, он сообщает: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Он решает придать повествованию о путешествии Чичикова общенациональный масштаб. Отрицательные явления всероссийской значимости («маниловщина», «ноздревщина», «чичиковщина»).

Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку» уступает место более объемной и сложной задаче: наряду со всем дурным «выставить на всенародные очи» и все хорошее, что таилось в глубинах русской жизни, давая надежду на будущее национальное возрождение, вот так, по-гоголевски, раскрывается тема Родины в русской литературе. Раздумья писателя о судьбах Родины. Это возрождение Гоголь по-прежнему связывает не с социальными переменами и потрясениями, а с духовным состоянием русской жизни. Окружающие человека социальные настроения он объясняет духовным омертвением России. Отсюда и название — «Мертвые души» — принимает символический смысл.

Если раньше «плодотворное зерно» русской жизни Гоголь искал в историческом прошлом («Тарас Бульба»), то теперь он хочет найти его в современности. Гоголь верит, что душа русского христианина, пройдя через страшные искушения и соблазны, вернется на путь православной истины.

Именно в духовной перспективе, открывшейся пе­ред Гоголем, можно правильно понять направление и пафос первого тома «Мертвых душ», работу над которым он завершил летом 1841 года.

Образы помещиков: Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин — воплощение пороков России того времени. Средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц); способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображенному. Единство сатирического и лирического начал.

2.3 / 5. 4

.