0
(0)

Лермонтов  Михаил Юрьевич (3(15).10.1814, Москва — 15(27).07.1841, Пятигорск), поэт, прозаик, драматург. После смерти матери с 1817 г. воспитывался в доме бабушки, богатой помещицы, где получил превосходное образование и знание иностранных языков. В 1828-1830 гг. посещал Благородный пансион при Московском университете, в котором впоследствии два года учился на нравственно- политическом отделении.  По окончании Школы гвардейских подпрапорщиков (1832-1834) Лермонтов служил в элитарном гусарском полку в Царском Селе, активно участвуя при этом в светской жизни Петербурга.  За написанное после гибели А. Пушкина обвинительное стихотворение «Смерть поэта» (1837) он был сослан на Кавказ.  Благодаря вмешательству влиятельных лиц в 1838 г. он смог вернуться в столицу.  Однако вскоре за дуэль с сыном французского посла он вновь оказался на Кавказе и участвовал в сражениях с горцами.  В 1841 г. предпринимал безуспешные попытки получить отставку. Был убит на дуэли. Поэтическим творчеством Лермонтов начал заниматься рано, его первое стихотворение «Весна» было опубликовано в 1830 г.  Поэзию Лермонтова можно разделить на два периода: 1828-1835 и 1836-1841 гг.  Особенно плодотворными были 1828-1832 гг., когда была написана большая часть из 400 стихотворений, составляющих литературное наследие Лермонтова.  Его юношеское творчество во многом не самостоятельно, в нем ощущается сильное влияние поэзии А. Пушкина, И. В. Гете, Ф. Шиллера и более всего — Дж. Г. Байрона: «Нет, я не Байрон» (1832).  Многие из его философских стихотворений отражают влияние взглядов Ф. Шеллинга.  Ранняя лирика Лермонтова  носит интроспективный и исповедальный характер, чаще всего она автобиографична.  Она выражает чувство одиночества, усталости, разочарования и отчаяния, отличается мрачным настроением, пронизана меланхолией, отражает пессимистическое видение мира: «Одиночество» (1830), «Чаша жизни» (1831), «Что толку жить» (1832). Трагическая убежденность в противоречии между мечтаниями и реальностью заставляет поэта искать успокоения и прибежища в природе, любви, искусстве, мире сновидений: «Кавказу» (1830), «Арфа» (1831). Такая позиция позволяет понять антитетические противопоставления неба и земли, покоя и бури, дня и ночи, ангела и демона: «Ангел» (1831), «Земля и небо» (1831), «Мой демон» (1831), «Парус» (1832). В некоторых произведениях Лермонтова  заметны политические мотивы (свобода, тирания, неволя), хотя автор прямо и не говорит об их причинах или следствиях: «Жалобы турка» (1829), «Предсказание» (1830, изд. 1862), «30 июля. Париж 1830 года» (изд. 1883). Знаменателен в этом отношении цикл, стихотворений, посвященных Наполеону. В любовной лирике Лермонтова выделяются два цикла: стихи, посвященные Е. Сушковой (1829-1830) и Н. Ивановой (1831-1832): «К NN****» (1831), «Нищий» (1830), «Завещание» (1831). Автобиографическая лирика Лермонтова отражает семейные конфликты, которые переживал поэт: «Эпитафия» (1832).  В поэзии этого периода Лермонтов  отдал дань двум популярным жанрам — «Баллада» (1831) и «Отрывок» (1830). В значительно более скромной в количественном отношении (90 стихотворений), но более богатой в тематическом отношении и более зрелой лирике второго периода творчества Лермонтова кроме влияния Дж. Г. Байрона ощущается увлечение поэта творчеством А. Барбье и Г. Гейне.  В любовной лирике Лермонтов продолжает цикл, посвященный В. Лопухиной.  Другие любовные стихотворения отражают кратковременные, мимолетные увлечения поэта, часто повествуют о разлуках: «Кинжал» (1838), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841).  Шире, нежели до сих пор, представлена политическая лирика.  Она выражает подавленность, сомнения и разочарование автора, отражает мрачное видение общества и будущего, в ней звучит обличительный пафос: «Дума» (1838), «Гляжу на будущность с боязнью» (1838), «И скучно, и грустно»  (1840), «Прощай, немытая Россия» (1841).  В лирике Лермонтов  появляется типично романтическая тема поэта, его роли и предназначения: «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Пророк» (1841). Представляет интерес его религиозная поэзия, то иконоборческая, то медитативная: «Ветка Палестины» (1837), «Молитва» (1839), «Благодарность» (1841).  Во многих стихах Лермонтов обращается к теме природы: «Когда волнуется желтеющая нива» (1837). Стихотворения о природе часто носят аллегорический характер: «Тучи» (1840), «Утес: (1841). Многие стихи, особенно кавказской тематики, восходят к
фольклору: «Казачья колыбельная песня» (1840). К ним относятся и баллады, в которых, однако, повествовательный элемент ослаблен: «Дары Терека» (1840), «Тамара» (1841), «Морская царевна» (1841).  В 1828-1835 г. Лермонтов написал много поэм, но опубликована была только «Хаджи Абрек» (1835). Большинство его поэм носили подражательный характер, поэт шел вслед за А. Пушкиным, Дж. Г. Байроном, К. Рылеевым, Ф. Шиллером. Художественного мастерства Лермонтов достиг лишь в поэмах зрелых лет. Одной из величайших поэм европейского романтизма стала поэма Лермонтова  «Демон») (1832-1840, изд. 1856 г.). Как Дж. Г. Байрон в поэме «Небо и земля» или А. де Виньи в «Элоа», в «Демоне» Лермонтов  развивал тему любви злого духа к земной девушке. В этой философской поэме поднята метафизическая проблема борьбы добра и зла. Земля и природа — это сфера радости и красоты, которую олицетворяет грузинская монахиня Тамара, воплощение женственности. Демон же — это взбунтовавшийся ангел, воплощение зла и отрицания, фигура глубоко трагическая, терпящая поражение и обреченная на неизбежную гибель. Глубиной мысли и мастерством не уступает «Демону» и поэма «Мцыри» (1839), повествующая о молодом монахе грузинского монастыря на Кавказе. Его монолог-исповедь содержит романтические мотивы, такие как жажда свободы, побег на лоно природы, пафос борьбы и торжество победы. Примером обращения Лермонтова  к фольклорным мотивам стала поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, про молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), действие которой отнесено ко временам Ивана Грозного. Стилистические и языковые до- стоинства этой поэмы, а также ее стих говорят о стилизаторском мастерстве поэта. Лермонтов писал также шутливо-иронические поэмы: «Тамбовская казначейша» (1837-1838). О рано проявившемся интересе к театру свидетельствуют драмы: «Menschen und Leidenschaften» (<<Люди и страсти», 1830, изд. 1880), «Испанцы» (1830, изд. 1880), «Странный человек (1831, изд. 1860).  Наиболее значительное драматическое произведение Лермонтова — трагедия «Маскарад» (1935).  В ее основе лежит концепция Шеллинга о диалектическом единстве добра и зла. По своему сюжету и главному герою она напоминает «Демона», но поэтика и формальные черты близки «Коварству и любви» Ф. Шиллера. В 1833- 1834 г. Лермонтов работал над историческим романом «Вадим» (изд. 1873), но не закончил его, так же как и роман из жизни высшего света «Княгиня Лиговская (1836, изд. 1882). Произведением, сыгравшим существенную роль в истории русской прозы, стал «Герой нашего временю) (1838-1839). Роман состоит из цикла новелл, объединенных личностью главного героя, Печорина, представляющего тип «лишнего человека». Лермонтов стремился как можно более разносторонней нарисовать его психологический портрет, поэтому кажная часть романа отражает разные стороны личности этого персонажа (потерянность, бездействие).  Характеристику героя дополняет дневник Печорина, введенный в текст в форме «найденной рукописи». «Герой нашего времени» положил начало психологическому роману в русской литературе и оказал влияние на многих русских писателей.

0 / 5. 0

.