1.5
(2)

Мысль семейная в русской литературе (по роману Пастернака «Доктор Живаго»)

Семья — идеал, являющийся неотъемлемой частью любой культуры. Именно это подтверждает её вечность. В христианской культуре этот идеал занимает едва ли не центральное место, так как образ семьи — это образ любви, человеческого единства, а тюке веры — веры в жизнь.

В русской литературе образ семьи отобразился во многих произведениях писателей и ХIХ и ХХ века. В ХХ веке, с наступлением нового времени, этот образ рождается в великих произведениях М. Булгакова, Б. Пастернака и других. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» образ семьи явился продолжением образа, созданного Л. Н. Толстым в разных произведениях, но прежде всего в романе «Война и мир».

«Мысль семейную» можно назвать одной из основных в романе Пастернака. Главный герой романа доктор Живаго проходит через время, которое можно назвать самым страшным временем новой эпохи. Семья — это самое ценное, что есть у человека в жизни. В романе это высказано тихими поэтическими образами, передающими всю полноту этой удивительной мысли и этого удивительного чувства. Эта мысль и это чувство очень близки и доктору Живаго, и самому Пастернаку, так как Пастернак, создавая образ доктора, вдохнул в него свою душу.

Направляясь в неизвестность, расставшись с прошлым, доктор Живаго проснулся от чувства счастья, которое переполняло его. Чувством счастья было ощущение того, что семья — то единственное и самое ценное, что у него есть, — рядом с ним. Семья есть истинный мир, к которому стремится человек, в котором он живет, и этот мир живет в его душе, открывая красоту и добро человеческого бытия.

Живаго, осознающий ценность и красоту этого мира, вместе с Ларой, образ которой по-своему выражает его идеал, уезжает в Варыкино, укрывая этот святой мир от зла эпохи. В Варыкино не настает покоя, который, казалось бы, не соответствует реальности, но именно в этом великая сила семьи, которая преодолевает смятение и злой вихрь времени, утверждая любовь и добро. Именно любовь — начало семьи. Любовь матери и отца, любовь в семье зажигает в душе человека огонь, который горит в нем всю его жизнь, который в нем должен гореть, несмотря на холод,
который может окружить человека. Это семейное начало, любовь пронес в своей душе доктор Живаго.

Стремление к идеалу в противоборстве со временем сначала с Тоней, потом с Ларой и Мариной было стремлением к любви, к человеческому теплу семьи, к воплощению идеала. Образы матери Юрия Андреевича, Тони, Лары символизируют материнскую любовь в романе. Прнмечтельно, что роман начинается со сцены смерти матери Юрия Андреевича. Эта смерть обозначала и разрыв с прошлым, и начало новой эпохи для Юрия Андреевича. Эта смерть оставила его наедине со временем, но любовь матери, воспоминание о ней сохраняли святой образ семьи в его душе. Божественный образ семьи тем не менее имеет человеческий смысл. Это есть во всем. Это радость, которая у всех в сердцах на елке у Свентицких; это тепло, которое есть родной дом, и само ощущение тепла уже связывается с семьей; это тихий, мягкий свет, который увидел Живаго в окне,- это была свеча — символ души. Живая душа человека, которая хранит любовь, — это тоже семья. Не случайно Пастернак называет главного героя Живаго.

В простой жизни души, в жизни семьи видит автор романа смысл жизни. Это простой человеческий
смысл, несущий в себе идею творения. Стремление к идеалу тоже есть творение. Доктор Живаго, придя к идее, не останавливается, а продолжает творить, и силу ему лае: любовь. В Москве он в числе тех немногих, кто из истинно патриотических, но прежде всего гуманистических соображений остается работать в больнице. На войне, служа месяц, он творит добро. Уехав из Москвы в Юрятин, доктор Живаго работает в больнице. Но началом этого добра все же была семья. Стремление к теплу семьи, к любви и покою — это путь преодоления эпохи, времени, но и путь преодоления зла в себе самом. Судьба Стрельникова может служить трагическим примером. Стрельников, стремясь к добру и красоте, шел путем зла, он пошел вместе со временем, не разобравшись в его сущности.

Любовь и семья есть великий дар человеку, но человек должен его увидеть и суметь его принять. Вернувшись в Москву, доктор Живаго живет один, эпоха разрушила его жизнь, но Марина становится его новой, грустной жизнью, потому грустной, что раны не душе уже не заживут никогда. Семья — это вера в жизнь, которая есть вера в счастье и в самого человека. Вера дает силу человеку, борющемуся с миром войны, холода и злой мощи людей. В романе семья противопоставляется времени. Это противоборство двух на чал есть и в самом человеке, так как время врывается в человеческую душу. Время являет собой разрушение; оно разрушает дом доктора Живаго в Москве, заставляя переселиться в Юрятин.

Разрушению времени противостоит творение, любовь, скрытые в семье. Проявлением такого творения стали стихи доктора Живаго, написанные им в минуты покоя. Это подтверждает то, что гармония семьи несет в себе исток творчества. Одна удивительная сцена передает атмосферу мира семьи. Эта сцена в доме в Варыкине, когда после тихого, семейного вечера Юрий Андреевич садится за стол и пишет стихи.
«В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что
выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии». Эти слова раскрывают мысль о единстве божественного и семьи, которая озаряет душу человека светом, силой творения. Поэзия оказывается изменением света, который есть в семье и в человеке, хранящем в своей душе этот идеал.

Вообще весь роман «Доктор Живаго» соткан из поэтических образов, которые выражают то, что не в силах выразить логически высказанная мысль. Красота идеала, которую Пастернак видит в
семье, — спокойная, мудрая, тайная красота, — есть и в природе. Природа гармонична, поэтому она близка семье. Часто природа противопоставляется шуму времени и суете жизни, утратившей цель или основу. Единство людей в семье можно понимать как прообраз единства всех людей. Мысль о семье в романе «Доктор Живаго» — это утверждение красоты и добра, противоборствующих злу времени. Мысль семейная — это внутренний свет произведения и его сила. Это возможный внутренний свет и сила каждого!

1.5 / 5. 2

.