0
(0)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1901 г. — начало работы над пьесой.
⦁ 1902 г. — окончание пьесы. В процессе написания произведения название менялось («Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне
жизни»).
⦁ Декабрь 1902 г. премьера пье-сы в Московском художественном театре. К. С. Станиславский — режиссёр-постановщик — сыграл роль Сатина. Пьеса встретила препятствия со стороны цензуры.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылёва, знакомство с героями «дна».

Завязка

Появление странника Луки, который хочет всех утешить, дать надежду.

Развитие действия

Сознание «бывшими людьми» ужаса своего положения.

Кульминация

Исчезновение Луки, драка, во время происходит убийство Костылёва,
ошпаривает кипятком Наташу.

Развязка

Крушение надежд героев: смерть Анны, весть о самоубийстве Актёра, арест Васьки Пепла.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Лука

⦁ его «правда» — правда сострадания и веры в Бога, утешительная
ложь: «Во что веришь, то и есть»;
⦁ человек должен жить вопреки бессмыслице жизни;
⦁ человеку нужна ложь во спасение, иначе он не выдержит правды
и погибнет;
⦁ сам не верит тому, что говорит людям в утешение;
⦁ хочет облегчить крест, а не изменить ситуацию.

 Сатин

⦁ его «правда» — правда веры в человека;
⦁ лучше горькая правда, чем сладкая ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев … Правда — бог свободного человеке»;
⦁ правда о бессмысленности жизни нужна человеку, чтобы сподвигнуть его на самоуважение и борьбу;
⦁ человек должен почувствовать свою ценность: «Человек — это звучит гордо»;
⦁ человека нужно уважать, а не унижать жалостью.

Бубнов

⦁ его «правда» — правда факта: нужно говорить всё прямо, как есть;

⦁ убеждён, что человек рождается ДJ}Я смерти и незачем жалеть его:
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… И зы.: Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние»;
⦁ отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: спор о человеке, смысле жизни.

⦁ Идея: бесчеловечные социальные отношения бросают людей на «дно» жизни, калечат человеческие души. Нельзя мириться с неправдои и несправедливостью, нужно бороться за право быть человеком. Тех, кто оказался «на дне», не стоит жалеть и утешать, им нужно помочь, пусть даже горькой правдой, но не забывать и о доброте, сострадании, милосердии. Однако помочь можно только тому, кто этого хочет сам.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Пьеса Максима Горького «На дне» — социально-философская драма:

⦁ диспут с острым столкновением героев;

⦁ ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических
воззрений персонажей;

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА

⦁ Отказ от яркой движущейся сюжетной линии, герои разобщены, сосредоточены по разным углам сцены.

⦁ Герои не делятся на главных и второстепенных, каждый персонаж имеет свою историю, судьбу, несёт в произведении свою смысловую нагрузку.

⦁ Часть важных событий пьесы происходит за пределами сцены, чтобы прислушаться к разговорам и спорам ночлежников.

⦁ Афористичность речи персонажей: жди от волка толка, когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Тема униженных и оскорблённых раскрывается в произведениях «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблёнье Достоевского, «Станционный смотритепь» и «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя и др.

0 / 5. 0

.