5
(1)

      Для Некрасова народ был «почвой и основой национального существования. Народная жизнь на страницах его поэтических произведений казалась многоцветной и разноликой, а способы ее поэтического воспроизведения многообразны. Например, в стихотворении «Надрывается сердце от муки … » тема народных страданий тесно взаимосвязана с изображением природы. Образ лирического героя, противопоставляющего гармоничный мир природы жестокому миру людей, объединяет их.

       В стихотворении изображен весенний пейзаж, яркий,  эмоционально насыщенный, красочный. Основной цвет весны  — зеленый, но поэт называет ее «золотой». Эпитет «золотая», может быть, связан здесь с ярким весенним  солнцем, заливающим все вокруг своим золотым светом. Также возможно, что этот эпитет отражает настроение автора: весна дорога ему, радует его картиной пробуждающейся природы. Весна приносит с собой ощущение праздника, гармонии жизни. «Сплошной, чудно-смешанный шум состоит из разных звуков: шепота зеленых трав, говора волны, ржания жеребенка, детского крика, соловьиного напева, писка галчат, крика лягушек, жужжания ос. Это звуки живой жизни. Даже скрип подводы и грохот тройки не нарушают этой гармонии, потому,  что связаны с мирной жизнью крестьян: ее праздниками (тройка) и буднями (подвода).

      Образ весны, ее звуковая картина композиционно противопоставлены «шуму иному», а «гармония жизни» — дисгармонии общественных отношений, добро — злу. Стихотворение состоит из трех частей, в первой из которых центральный образ — « в мире царящие звуки барабанов, цепей, топора». Эти звуки рождают в нашем сознании  картины насилия, наказания, угнетения. Слово «звуки связано перекрестной рифмой со словом «муки». Лирический герой выражает свое отношение к народным страданиям: его сердце «надрывается», и он теряет веру в силу  добра.

      Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. «Музыке злобы» противостоит здесь чудный весенний шум.  Этот образ пронизан мотивами детства (ребенок, жеребенок, галчата), свободы, чувством родины, ее просторов  (холмы, леса, долины). Если звуки насилия связаны со смертью, которую символизируют топор, цепи, барабаны, то звуки весны — с жизнью:

«В обаянии счастья и славы,

Чувству жизни ты вся предана …»

       В З-й строфе видим итог противопоставления  —  возникает образ «Матери-природы» как единственной силы, способной «заглушить музыку злобы», помочь забыться, отрешиться от страшной повседневности. Лирический герой ищет не только утешения. Ему нужно откуда-то черпать силы для борьбы, и эти силы дает ему природа.

       Во многих стихотворениях Некрасова звучит тема народных страданий более явственно, чем в  «Надрывается  сердце от муки…», однако это стихотворение занимает важное место в его творчестве. По своей лирической силе оно не уступает знаменитым  стихотворениям «Рыцарь на час», «В полном разгаре страда деревенская …». Неподдельное, искреннее чувство сострадания пронизывает эти стихи. Некрасова по праву называют певцом народных страданий. За «каплю крови, общую с народом», поэт заслужил и признание современников, и благодарность потомков.

5 / 5. 1

.