3
(2)

В третьей части романа «Война и мир» Л. Н. Толстой  окончательно развенчивает образ Наполеона, изображая  его на Поклонной горе. Эти сцены (третий том, часть 3, глава 19) построены по принципу антитезы. Здесь раскрываются мысли и чувства французского императора, а также философские взгляды писателя. 

Вначале мы видим прекрасный осенний пейзаж, великолепную панораму Москвы. Здесь звучит мысль автора о противостоянии мудрой природы и безумных человеческих деяний (захватническая война Наполеона). Одновременно эта внешняя картина противоположна по отношению к происходящим событиям. Обозревая открывающуюся перед ним панораму, император полон самых радужных надежд. Чувства его писатель передаёт с помощью внутреннего монолога.

В этой сцене Наполеон в последний раз пытается играть роль победителя. Ожидая делегацию из Москвы, он думает о том, в каком виде ему предстать перед русскими. Мысли героя обращаются то к Москве, то к царю Александру, то к самому себе. Как опытный актёр, он мысленно разыгрывает сцену встречи с боярами, сочиняет пышную, пафосную речь. 

Толстой здесь обнажает в Наполеоне фальшь и позёрство, мелочное тщеславие и ничтожность: 

«Одно моё слово, одно движение моей руки, и падёт эта древняя столица… ». 

Между тем императора ожидает жестокое разочарование: Москва пуста. Истинный смысл событий контрастен по отношению к поверхностному восприятию их. 

Одновременно в 20 главе писатель раскрывает свои философские взгляды на мир и человека. Здесь имеются в виду мысли Л.Н. Толстого о роевой жизни общества. Писатель сравнивает опустевшую Москву с мёртвым ульем. Наполеон же, вероятно, сопоставляется здесь с пчеловодом. Судьба окончательно развенчивает помыслы французского императора, вмешиваясь в его планы. В этой же сцене автор показывает своё отношение к Наполеону, замечая в финале: «Развязка представления не удалась».

По мысли Л.Н. Толстого, стоящего на позиции исторического фатализма, «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях», а в движении народных масс. Обличая бонапартизм как общественное зло, писатель говорит о том, что за пышными фразами завоевателей стоят чудовищные преступления, поступки, «противные человеческому разуму и всей человеческой природе». 

Сцена, изображающая Наполеона на Поклонной горе, входит в исторический сюжет романа. Здесь поставлены проблемы фальши и позёрства, патриотизма, защиты Родины, захватнических войн. 

3 / 5. 2

.