0
(0)

Зло осмеивая помещичье-чиновничью Россию, Гоголь верил в грядущие, еще не поднявшиеся, «русские движения», чувствовал потенциальные силы, заложенные в великой стране. Чутье подсказывало ему, что выход только в народе, в народной жизни. Гоголь трезво оценивал состояние народа в николаевской России. Он видел его бесправное, приниженное положение. Памятны и крестьянин, рассуждающий о Маниловке и Заманиловке, и бестолковые дядя Миняй и дядя Митяй, и дворовая девчонка Коробочки, не знающая, где правая и где левая сторона. Но в то же время писатель ощущал силы народа, задавленные, приглушенные, но не убитые.

В чудесных лирических отступлениях в поэме писал он о «бойком народе» о «расторопном мужике». Бегло обрисовал он в «Мертвых душах» и представителей этого бойкого народа — способных, талантливых Михеевых, Степанов Пробок, Милушкиных. Характерно, что и в высказываниях своих Гоголь указывал на народное творчество и видел в нем выражение стремлений к прекрасному будущему России: «Еще доселе загадка, — писал он, — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».

Этого прекрасного будущего, этого выявления сил и талантов великого народа и ждал Гоголь, сказавший о Пушкине, что «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится … » Потому трепетно и жадно обращался писатель к родине, разгадывая мучительную и сладостную для него загадку. Однако истинного направления «удалой, полной силы национальности» Гоголь не понял. Он был велик, стоя на пути, указанном Пушкиным и изображая все «нечистые, навозные испарения», оскверняющие его родину, он был велик и в своем могучем романтическом устремлении к «лучшей отчизне».

Если Россией времен Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мертвых душ», то понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство. Касаясь непосредственно темы крестьянства 30-х годов XIX в., Гоголь показывает народ бесправным и забитым. В стране, где крестьянами правили Коробочки, Ноздревы и Собакевичи, немудрено было встретить и бестолковых дядю Миняя  дворовую девочку Пелагею, которая не знала, где правая, а где левая сторона. Но Гоголь видит, в то же время, и скрытые силы народа, придавленные, но не убитые крепостным правом. Эти силы проявляются  и в  Михееве, и в Степане Пробке, и в Милушкине; о них говорит Гоголь  и в   своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном мужике».

 

0 / 5. 0

.