5
(1)

Основное противоречие героя Тургенев раскрывает через развитие центральной сюжетной линии, через изображение его отношений к Наталье. Пониманию характера Рудина способствует не только само содержание тех сцен, где он показан во взаимоотношении с Натальей, но и принцип их чередования. Вслед за первой сценой появления Рудина, когда его энтузиазм и вдохновенная речь покоряют воображение Натальи, следует их беседа в саду, во время которой обнаруживается неустойчивость внутреннего состояния Рудина. Однако, увидев недоумение Натальи, Рудин вновь воспламеняется. Тургенев вторично передает горячую речь Рудина, но теперь делает это с ироническим оттенком, ясно давая понять, что Рудин сам упивается своим красноречием, находит в нем самоуспокоение и удовлетворение. «Да, я должен действовать … Я не должен растрачивать свои силы на одну болтовню, пустую, бесполезную болтовню, на одни слова», — горячо восклицает Рудин. «И слова его полились рекой»,- прибавляет автор. Произнеся свою длинную тираду, наполненную самобичеванием, Рудин впадает в восторженное состояние, как будто он уже действительно сделал дело. Контрастный характер рассмотренных сцен подготавливает восприятие дальнейшего хода событий. В душе Натальи быстро растет чувство любви, она почти признается в нем Рудину, и последний горячо отвечает ей взаимностью. В прямом противопоставлении, почти непосредственно друг за другом, даются две сцены решительного объяснения, кульминация и  развязка, чем особенно подчеркивается разрыв у героя между словом и делом. Оба тайные свидания рисуются на фоне пейзажа, назначение которого, с одной стороны, рассказать о переживаниях героев, с другой, — придать лирическое освещение всей картине и тем самым углубить ее идейный смысл. Первое свидание происходит в тихий вечер, когда сдержанный, страстный вздох чудится» во всей природе. Нетерпение и страсть охватывают ожидающего Рудина. Восторженно звучат его слова: «Ах, Наталья Алексеевна, как я счастлив! Теперь уже ничто нас не разъединит!» Но вот резко меняются обстоятельства. Ласунская, узнав об объяснении Рудина с ее дочерью, приходит в негодование. Наталья сама назначает Рудину свидание, чтобы решить, что делать дальше. Рудин попадает в положение, когда ему надо доказать, что его горячее восклицание о том, что ничто его не разъединит с Натальей, были не только слова. Однако Тургенев показывает, что именно на это герой и не способен. Сцена этого последнего свидания опять предваряется пейзажем. Весь колорит его резко противоположен колориту того вечера, когда Наталья, всего день тому назад, слышала страстное признание Рудина. Встреча происходит в отдаленном уединенном месте, у заглохшего Авдюхина пруда. Это место «пустое и голое», «мрачное даже в солнечный день», его окружает вымерший и засохший лес. «Редкие серые остовы громадных деревьев высились какими-то унылыми призраками … Жутко было смотреть на них; казалось, злые старики сошлись и замышляют что-то недоброе», — пишет Тургенев. И «невеселое было утро», когда Рудин на этот раз ожидал Наталью. От всей пейзажной картины веет мраком и холодом, она предвещает то «недоброе», что случится между Рудиным и Натальей. На протяжении всей этой сцены Тургенев подчеркивает несоответствие между картинной решительной позой Рудина и внутренним страхом, который он испытывал, так как чувствовал, «что развязка приближалась». При первых же словах Натальи у Рудина сразу исчезает гордая осанка, он беспомощно хватается за голову, из его уст изливаются потоки жалких слов и, в конце концов, в ответ на требование решительного ответа, он произносит знаменательную фразу: «Что нам делать? .. Разумеется, покориться». Суровую отповедь дает Рудину Наталья, называя его «малодушным человеком». И хотя обе сцены даны в контрастном противопоставлении, некоторыми деталями они связываются между собой, первой сценой подготавливается вторая. Так, завершая описание Рудина на первом свидании, Тургенев вносит в обрисовку героя отдельные штрихи, которые делают его несколько смешным. Еще одна существенная сторона духовного облика героя — то, что у него «постоянно перевешивает голова». Катастрофа обнаружила, что Рудин не любил по-настоящему Наталью, так как оказался неспособным к большой любви, к сильной страсти. Рудин, стремясь все явления жизни уложить в рамки философских категорий, все определить и проанализировать. погружается в тощие абстракции, становится слишком рационалистичен, утрачивает силу непосредственного чувства; энтузиазм и даже экзальтация не затрагивают самой глубины его натуры, не овладевают всем его сердцем. Он много и красиво рассуждает о любви, но после горячего объяснения с Натальей не столько непосредственно чувствует себя счастливым, сколько старается доказать себе это: «Я счастлив, — произнес он вполголоса. — Да, я счастлив, — повторил он, как бы желая убедить самого себя», — а в письме к Наталье должен признаться: «Как доказать вам, что я мог бы полюбить вас настоящей любовью — любовью сердца, не воображения, — когда я сам не знаю, способен ли я на такую любовь!» Наконец, всем кругом событий, связанных с историей любви Рудина, Тургенев подчеркивает, что Рудин, отправляясь от надуманных схем, как бы проходит над жизнью. Недалекая Дарья  Михайловна Ласунская при первом знакомстве с Рудиным восклицает: «Какой вы мастер определять человек!» Однако в действительности ни одно определение Рудина не является верным. Он не умеет проникнуть в реальные характеры людей, а создает в своем уме человека по выдуманной схеме, и естественно, что всякая попытка действовать в соответствии с этими построениями кончается неудачей. Все поведение Рудина по отношению к Наталье, начиная с первых встреч и до последнего свидания у Авдюхина пруда, вытекает из его воображаемого, а не действительного представления об этой девушке. Рудин далек был от понимания того, что делалось в душе Натальи, насколько серьезно, глубоко и правдиво было ее чувство, как сильна ее воля. Тем неожиданней был для него финал, которым завершились их отношения. «Я вас не знал, а я думал, что знал вас! .. — пишет он в прощальном письме. — Я проводил с вами часы за часами, и я не узнал вас; я едва ли даже старался узнать вас». Рассказывая историю отношений Рудина и Натальи, Тургенев проверяет героя в действии и приводит читателя к выводу, что он слаб и беспомощен, когда от слов надо переходить к делу.

5 / 5. 1

.