5
(5)

Недоросль. Комедия в пяти действиях. События происходят в поместье Простаковых.

Действие 1

Митрофан примеряет кафтан. Проставова решает, что кафтан мал, жмет и «мошенник» и «вор» Тришка специально его заузил. Тришка говорит, что он не портной, а шитью учился сам.

Простакова возражает, что это «скотское» рассуждение, ведь того, кто первый шил на белом свете, никто не учил. Она зовет мужа, чтобы тот посмотрел, как сшит кафтан. Но Простаков, запинаясь от робости, не зная, что думает его жена по этому по- воду, говорит, что кафтан «мешковат». Простакова ругает его, а он отвечает, что его глаза при ней ничего не видят. Появляется Скотинин, который думает, что кафтан сшит «изряднехонько» .

Раздосадованная Простакова требует, чтобы «Тришка вышел вон». Еремеевне велит дать позавтракать «ребенку», и когда старуха отвечает, что он уже «пять булочек скушать изволил», обвиняет, что ей, «бестии», жаль шестую. Митрофан говорит, что ночью ему всякая «дрянь» лезла в глаза — то матушка, то батюшка. И Митрофану очень жаль было матушку, потому что она устала, колотя батюшку. Растроганная Простакова просит, чтобы «друг сердечный» Митрофанушка ее обнял.

В доме Простаковых живет дальняя родственница Софья, отец и мать которой умерли. Ее единственный близкий родственник — дядя Стародум — уехал несколько лет назад слу- жить. С того времени о нем ничего не известно, но Простаковы считают его умершим. Софью они взяли к себе и надзирают над имением Софьи как «за своим».

На девушке мечтает жениться Скотинин, который больше всего на свете любит свиней. Он хочет заполучить ее имение, в котором их много. Софья получает письмо от дяди.  Простакова не хочет верить: ведь она несколько лет его за упокой поминала. Неужто ее грешные молитвы не доходили? Простакова сама не может прочитать письмо: не умеет, как и ее муж.

Письмо читает заехавший к Простаковым Правдин. Он сначала отказывается, так как не открывает писем без позволения адресата, но Софья просит его об этом. Чтение письма обрывает Простакова, как только слышит, что дядя желает сделать девушку наследницей своего богатства, которое он нажил трудами и честностью. Понимая, что Софья — прекрасная партия для Митрофанушки, Простакова уводит ее в спальню, чтобы об этом поговорить.

Не дослушав, Простакова обрушивает на нее свои ругательства.  Взяв под руки плачущую Еремеевну, Цыфиркин и Кутейкин уходят.

Действие 2

В это время слуга приносит известие, что в деревне остановились солдаты. Офицер, который их ведет, оказывается старым другом Правдина, который открывает ему истинную причину своего нахождения у Простаковых: его цель — найти помещиков-самодуров, тех «злонравных невежд», которые не умеют распоряжаться своей властью и применяют ее во зло по отношению к крепостным.

Офицер Милон ведет солдат в Москву и решает ненадолго остановиться в этой деревне. Он ищет свою любимую, связь с которой потерял полгода назад. Неожиданно входит Софья. Она оказывается той самой возлюбленной Милона.

Оба рады встрече. Милон узнает, как много Софья натерпелась от Простановой и какого «умного» и «прекрасного» жениха приглядели для Софьи. Мимо проходит Скотинин и, ввязавшись в разговор, говорит о своих планах на совместную жизнь с Софьей: он бы скупил всех свиней на свете за счет наследства девушки и жили бы они припеваючи! Тут Правдин разрушает его мечты, сообщая, что женить Софью Простакова хочет на своем сыне.

Скотинин в ярости набрасывается на только что вошедшего Митрофанушку. Еремеевна защищает его, и Митрофан прячется за нянькиной спиной. Скотинину приходится отступить.

Входят Простаков и Простакова, которая ругает мужа. Она замечает Милона и тут же начинает с ним любезничать, а Софью отправляет посмотреть комнату, приготовленную для ее дядюшки. Появляются учителя Митрофана: дьячок Кутейкин с часословом в руках, который учит грамоте, и Цыфиркин — учитель арифметики.

Кутейкин был семинаристом, но ушел, так как не имел способностей к наукам. Цыфиркин — отставной солдат, эанявшийся на досуге обучением детей. Митрофанушка заявляет, что учиться не хочет, жалуется на дядюшку, что тот его обижает. Еремеевна пересказывает сцену со Скотининым.

Действие 3

К дому Простаковых подъезжает карета Стародума. Его встречает Правдин, старый друг. Они беседуют о бесчинствах семьи Простаковых, Появляется Софья, а затем дерущиеся Скотинин и Простакова. Милон их разнимает. Увидев гостя и узнав, что это дядя Софьи, Простакова резко меняет свое поведение. Она, муж и сын поочередно обнимают «долгожданного» дядюшку.

Митрофан, по приказанию матери, хочет ему поцеловать руку, но Старо дум не позволяет. Он говорит, что намерен увезти Софью в Москву и выдать замуж за человека «больших достоинств».

Это вызывает всеобщее смятение, однако недолгое. Скотин ин начинает говорить о своих достоинствах, а точнее о свином заводике, Простакова — о своей семье, где наука не почиталась и стремление к ней наказывалось. Но сейчас она понимает необходимость образования, и Митрофанушка знает науки.

Стародум, устав, отправляется отдохнуть. Его провожает Софья.

Простакова уговаривает Митрофана хоть немного поучиться или хотя бы сделать вид, что учится. Цыфиркин дает ему легкую задачку, с которой Митрофан справиться не может, и мать отговаривает его решать. Потом Кутейнин пытается заниматься с Митрофаном. После этого приходит Вральман. Он плохо говорит по-русски И утверждает, что не нужны Митрофанушке науки.

Простакова переживает: ребенку надо ехать в Петербург, а там много развелось «умниц», она их боится. Но Вральман успокаивает: бояться нечего, так как умный человек никогда с Митрофаном спорить не станет. Главное — не связываться с умными людьми, тогда будет благоденствие божие. А компанию Митрофан всегда себе найдет: таких, как он, — миллионы. Когда Простакова уходит, Кутейкин и Цыфиркин набрасываются на Вральмана, который убегает от них.

Действие 4

Софья и Стародум беседуют о благородном воспитании. Стародум рассказывает племяннице, как достойно вести себя в жизни, говорит о долге, чести, счастье. Их беседа прерывается.

Стародуму приходит письмо от графа Честана из Москвы, ко- торый сообщает, что его племянник, предполагаемый жених Софьи, скоро будет в Москве. Тут входят Милон и Правдин, и оказывается, что Милон и есть племянник графа Честана. Все рады. Стародум дает согласие на брак.

Идиллия прервана Скотининым. который, не обращая ни на кого внимания, начинает просить руки Софьи у Стародума. Но появляется Проставова и предлагает Стародуму устроить экзамен Митрофанушке.

Последний, демонстрируя познания в грамматике, говорит, что дверь, которая висит, — «прилагательна», так как к месту приложена, а та, которая возле чулана стоит, пока «существительна». Историей оказываются рассказы скотницы Хавроньи, которую слушает Вральман. О географии Митрофан даже не слышал. Стародум отказывает обоим претендентам и сообщает, что Софья уже сговорена с другим. Но Простакова просто так не отступает и решает похитить девушку.

Действие 5

Правдин получает письмо: ему поручают опекать дом и деревни Простановых. Этим известием Правдин делится со Стародумом. Вдруг раздаются крики. Милон спасает Софью из рук похитителей. Еремеевна привнается: хотели венчать с Митрофаном.

Врывается разъяренная Простакова, за ней муж и сын. Правдин говорит, что за похищение придется отвечать перед судом. Вся семья Простановых бросается на колени и умоляет простить. Стародум прощает.

Простакова собирается наказать своих людей за то, что упустили Софью. Но Правдин останавливает ее и сообщает о поручении правительства, вследствие которого она не вольна над ними. Простакова ссылается на незаконченные дела, но Правдин желает решить их сам. Зовут учителей, чтобы с ними рассчитаться.

Входит Вральман, и Стародум узнает в нем своего бывшего кучера. Он стал учителем, чтобы не умереть с голоду. Правдин решает отпустить его. Кутейкин говорит, что ему должны за потраченное время и изношенную обувь, а Цыфиркин, человек совестливый и честный, утверждает, что ему ничего не надо, так как он ничему не смог научить Митрофана. Кутейкину становится совестно, и он уходит ни с чем, а Цыфиркину в награду дают деньги Стародум, Милон и Правдин. Вральмана Стародум снова берет себе в кучеры.

Простакова в отчаянии бросается к сыну: «Один ты остался у меня! .. » Митрофан же ее грубо отталкивает. Простанова падает в обморок, понимая, что все пропало. Правдин возмущен таким поведением Митрофана и отправляет его служить. Простакова, очнувшись, в отчаянии кричит, что нет теперь у нее ни власти, ни сына. Стародум подводит итог: «Вот злонравия достойные плоды!»

Основные действующие лица

Простаков

Простаков — персонаж комедии Фонвизина «Недоросль». Терентий Простаков — глава семьи, отец главного героя комедии, недоросля Митрофанушки. Это подкаблучник, который отдал бразды правления жене. Простаков — носитель той же говорящей фамилии, что и основные герои пьесы — его сын Митрофанушка и его супруга, Простакова. Он настолько же сильно попал впросак и прост, как стальные. Он подкаблучник, не смеет и слова сказать жене поперёк её воли, при разговоре запинается.

Он настолько во власти жены, что даже говорит, что не способен увидеть что-либо, если рядом супруга, которой он доверяет смотреть за него. Простаков во всём отрицает свою волю, даже решение велик ли ему костюм или жмёт, доверяет жене. Но это не доверие мудрому, это отношения раболепного слуги и хозяйки. Весь дом держится на грубой силе супруги Терентия Простакова. Простаков, хоть и барин, но такой же слуга в доме, как и все остальные, даже свою основную функцию он трактует как «я женин муж», представляясь будущему родственнику.

Простакова - жена его

Простакова неграмотная и необразованная и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия совесть и честность не знакомы героине. Простакова стремиться выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану, который является главной отрадой Простаковой, образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это только из-за столичной моды и не заботиться о том, как и чему будет научен её сын.

Главное для Простаковой-её собственное благополучие и благополучие её сына. Она пойдёт на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять своё благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых-беспринципность. В образе Простаковой отражены двуличие, тупая бесчеловечная власть и невежество-все те качества, которые были присуще русским помещикам восемнадцатого века.

Митрофан - сын их, недоросль

Митрофан – сын Простаковых, недоросль – то есть молодой дворянин, ещё пока не поступивший на государственную службу. По указу Петра I все недоросли были обязаны иметь элементарные знания. Без этого они не имели права жениться, а так же не могли поступать на службу.

Поэтому Простакова и наняла учителей сыну Митрофанушке. Но ничего доброго из этого не получилось. Во-первых, его учителями были недоучившийся семинарист и отставной солдат. Во-вторых, сам Митрофан не хотел учиться, да и госпожа Простакова не очень настаивала на учёбе. Большая роль в лени и инфантильности конечно сыграла семья. Раз мать не считала образование важным, откуда трепетное отношению к обучению могло появиться у самого Митрофанушки. Главными чертами характера Митрофана являются лень и эгоизм. Ему совершенно не хочется ничего делать. Митрофан не хочет учиться и совершенно не понимает надобности знаний: «Ну, давай доску, гарнизонная крыса!». Он с самого детства находился под опекой матери и Еремеевны, так что не удивительно, что Митрофан вырос таким разгильдяем. Эгоизм же, с которым Митрофан относится к окружающим, просто поражает.

Авторитетом для него является лишь его мать Простакова, да и та выполняет все его прихоти. Он ужасно относится к Еремеевне: «Ну, ещё слово молви, старая хрычовка, уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке; так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Но в минуту опасности всегда зовёт её на помощь: «Скотинин (бросаясь на Митрофана) Ах ты чушка проклятая… Митрофан. Матушка! Заслони меня».

Недоросль совершенно не думал о своём будущем, не заботился о своей судьбе. Он жил одним днём, каждый день он был сыт, и ему не приходилось ничего делать. Если бы хорошая жизнь закончилась, то он не смог бы ничего сделать, никак приспособиться к жизни. Он конечно смешон, но становится грустно, когда задумаешься, что с ним будет дальше.

Ведь такие Митрофанушки есть и в наше время. Мы читаем книги, для того чтобы не попасть в беды, описанные в них. Прочитав «Недоросль» Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина.

У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность и корыстолюбие. Митрофанушка знает о том, что вся власть в доме принадлежит его матери, которая его любит и позволяет ему вести себя так, как он хочет.

Митрофан ленивый, не любит и не умеет работать и учиться, лишь только резвится, веселится да сидит на голубятне. Не столько сам маменькин сынок оказывает влияние на окружающих, сколько они — на него, стараясь воспитать недоросля честным, образованным человеком, а он во всем подходит на свою мать. К слугам Митрофан относится очень жестоко, оскорбляет их и вообще за людей не считает: Еремеевна.

Да поучись хоть немножечко. Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. К учителям Митрофан тоже никакого уважения не имеет. Он стремится лишь к своей личной выгоде, и, когда узнает о том, что Софья стала наследницей Стародума, он немедленно намеревается предложить ей руку и сердце, а отношение к Софье в доме Простаковых значительно изменяется в лучшую сторону. И все это только из-за жадности и хитрости, а не из-за подвига сердца.

Еремеевна - няня Митрофана

Еремеевна — пожилая женщина, няня, кормилица Митрофана, которая ухаживает за ним с рождения. Еремеевна уже 40 лет служит в семье Простаковых Еремеевна получает мало денег, но терпит много обид от Простаковых Простаковы обзывают и бьют Еремеевну, как и остальных своих крестьян Еремеевна «с рабским подобострастием» служит Простаковым, несмотря на все их обиды Еремеевна любит Митрофана и заботится о нем.

Она ласково называет Митрофана «дитем», хотя ему уже 15 лет Неблагодарный Митрофан не любит и не ценит Еремеевну, несмотря на всю ее заботу о нем

Скотинин - брат Простаковой

Тарас Скотинин– дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума.

Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь» . Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет» .

Тарас Скотинин — типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Вырос в семье, враждебно относившейся к просвещению. Отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, необыкновенно жаден, груб (о чем свидетельствует его речь), невежествен.

Тришка – портной

Тришка — один из второстепенных героев комедии «Недоросль». Тришка появляется в начале 1-ого действия и больше не упоминается в пьесе. Тришка — крепостной крестьянин семьи Простаковых Тришка — портной-самоучка.

Простакова ругает его за плохо сшитый кафтан, но Тришка справедливо объясняет хозяйке, что он не учился на портного, поэтому не отвечает за результат Тришка — бойкий и, судя по всему, неглупый парень.Портной Тришка — единственный крестьянин, который осмеливается спорить с госпожой Простаковой: Простакова обзывает Тришку мошенником, вором, скотом и т.д. Скорее всего, эти слова никак не характеризуют самого Тришку, потому что грубая Простакова всех своих крепостных обзывает подобными словами.

Стародум

Стародум – один из центральных персонажей «недоросля» Фонвизина. Он является положительным персонажем комедии в отличии от Митрофанушки, Простакова, Простаковой, Скотинина и других. Стародум олицетворяет собой умного, гордого, справедливого, любящего человека.

Он считает, что главное в человеке это воспитание его души. «Невежда без души — зверь» говорит он. И этим высказыванием он объясняет поведение г-жи Простаковой, Митрофанушки и Скотинина. Стародум является любящим дядюшкой Софьи. Он желает для нее только лучшего, и все свои деньги завещает своей племяннице. Его гордость доказывает то, что он прибывая при дворе сохранил свою честь и достоинство и ушёл оттуда.

«Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < …> принес домой неповрежденной мою душу, мою честь» . Стародума можно назвать идеальным героем. Его нравственный идеал — честное служение Отечеству, нетерпимое отношение к пороку, несправедливости.

Софья - племянница Стародума

Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение «мудрость» . В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели. Софья – сирота.

Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним.

Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причинено ей зло) . Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Милон - жених Софьи

Милон – один из положительных героев комедии «Недоросль», введенный автором для создания контраста характеров с Простаковыми и Скотининым. Милон – офицер, которого во главе отряда солдат мы впервые встречаем в комедии в деревне Простаковых.

Милон – человек образованный, благородный, ответственно исполняющий свои обязанности перед государством. Милон возмущен тем, как ведут себя Простаковы по отношению к Софье, особенно лицемерием Простаковой, которая, узнав о наследстве Софьи, хочет заполучить его, поженив их с сыном Митрофаном – «Недостойные люди!» — так он говорит о них. Милон хорошо воспитан, ненавязчив и во всех ситуациях сохранят честь и лицо.

Во время драки госпожи Простаковой со Скотининым Милон не только успевает разнимать их, но еще и наставлять на путь примирения и быть совершенно вежливым: «И вы забыли, что он вам брат!», «Разве она вам не сестра?», «Да не ушибла ль она вас?», «Не пущу, сударыня. Не прогневайся!» Когда происходит знакомство Милона и Стародума, Милон демонстрирует скромность и достоинство, почтительность к старшим, ответственность: «В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».

Милон считает, что неустрашимость офицера – это не слепая и безответственная готовность умереть на поле боя ради славы, а осознание всей опасности, которой подвергается его жизнь, понимание ценности своей жизни и только тогда отвага – это готовность пожертвовать своей жизнью во имя Отечества.

Кроме того, смелость по Милону нужна в каждой жизненной ситуации. Когда Простакова пытается силой увезти Софью под венец, Милон защищает ее с обнаженной шпагой, по отношению к поведению Простаковой он высказывает негодование и презрение. В идеальный образ Милона Фонвизин вложил все позитивные качества, которые должны быть присущи настоящему офицеру, дворянину, благородному человеку чести.

Правдин

В комедии «Недоросль» Правдин является положительным героем, честным чиновником с гуманными взглядами на управление имением. По сюжету произведения мужчина по службе попадает в деревню Простаковой, чтобы обличить и пресечь происходящие там бесчинства, наказать жестоких помещиков и взять имение под собственную опеку. Чиновник успешно разрешает острую ситуацию, наказывая виноватых и помогая нуждающимся. В «Недоросле» как классицистической пьесе имена героев во многом определяют их личные качества и роль в произведении.

Не стал исключением и Правдин. В «Недоросле» характеристика личности персонажа полностью соответствует значению его фамилии – «Правдин» от «правда», то есть герой является носителем правды и беспристрастного правосудия. В комедии чиновник выступает ревизором, олицетворяя букву закона, высшую справедливость и строгость в решениях, – он наказывает виновных, забирая у Простаковых деревню, выясняет, кто из учителей служил честно, а кто только обманывал Простакову. Мужчина решает и судьбу Митрофана, забирая к себе на службу.

Персонаж Правдина играет важное значение в идейном замысле комедии. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслужено вознаграждает и наказывает. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции.

Кутейкин

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости» .

Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков» , да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е. ) животина, скот» . Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, — вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

Цыфиркин

Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», — говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести» , а «на досуге ребят обучает» . (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей.

Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести» , а «на досуге ребят обучает»

Вральман
Немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

5 / 5. 5

.