Родился Солженицын в 1918 году в состоятельной крестьянской семье.
1941 — окончил физмат Ростовского университета.
1942-45 — артиллерийский офицер.
1945 — арест за крамольные высказывания в частной переписке. Лагерь.
1953- 56 — ссылка.
1959 — “Один день Ивана Денисовича”. 1962 — публикация в “Новом мире”.
1963-66 — рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и т.п.
1964 — “В круге первом”
1966 — “Раковый корпус”
1969 — исключение из ССП
1970 — Нобелевская премия
1974 — высылка из СССР
1975 — “Архипелаг ГУЛАГ”
1995 — возвращение в Россию.
Нынче это не писатель, а политический деятель, антипод Сахарова (по линии “личность — коллектив”). Политика не приобрела, литература потеряла.
“Один день Ивана Денисовича”.
Время действия — зима 1951. Место — лагерь особого режима, неизвестно где, вообще лагерь.
Цель — показать бесчеловечность, противозаконност
Прием — один обычный день (не начало и не конец срока, ни удачный, ни особо неудачный — средний) обычного маленького человека в обычном лагере. Для усиления повествование ведется с точки (“кочки”) зрения Ивана Денисовича
Проблематика:
Бесчеловечность, истребительность лагерного быта
Подробнейше от подъема до отбоя. Естественно и ненавязчиво, так как И.Д. больше всего интересует именно быт. Сильные детали для каждого момента лагерной жизни.
Взаимоотношения народа и интеллигенции
В лагере, как у Горького в “На дне”, показана Россия в миниатюре: беднейшее крестьянство(И.Д
НО Цезарь — выход на интеллигенцию и образованщину.
Поведение в экстремальной ситуации, расслоение
В экстремальной ситуации, где речь идет о жизни и смерти, люди ведут себя по-разному. Одни пытаются протестовать (Буйновский), другие пытаются выжить за счет других (Фетюков), третьи пытаются выжить честно, сохранить в себе человека (И.Д.). нравственные потери неизбежны у всех, однако последний путь делает эти потери минимальными. Для С. главное — что расслоение это происходит независимо от социального положения, убеждений, возраста и образования.
Народная нравственность — единственное, что может противостоять системе
Образ главного героя. Биография типична. Характер тоже типичен: добр — к тем, кто этого заслуживает, мудр — по-житейски, не задумывается над глобальными проблемами, предусмотрителен
Гуманизм Солженицына — в его позиции: в экстремальнейшей ситуации можно остаться человеком, если держаться этой народной нравственности. (Сравнить с Шаламовым: в лагере возможны только нравственные потери, независимо от качества человеческого материала).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.