2
(1)

По мнению писателя и литературоведа Андрея Битова, изложенному в его статье «Воспоминание о будущем», А.С. Пушкин творил свою жизнь и свои произведения по одним и тем же законам, так что жизнь и творчество поэта сливались в единое произведение. Именно этим можно объяснить гармоничность личности А.С. Пушкина, его нравственную цельность и значимость для нас сегодня эстетических и нравственных идеалов, нашедших отражение в его творчестве. Это достаточно спорное, но тем не менее одно из объяснений феномена пушкинской жизни и творчества.

Нравственные идеалы — понятие сложное, их необходимо рассматривать под разным углом зрения, в разных сферах человеческого существования. Но первые идеалы идут из детства, от того, что было сформировано одновременно с личностью, характером.

Особенности биографии, условий, в которых формировалась личность поэта, сказались на мучительных поисках опоры, пристальном внимании к своим корням. Отсутствие дома как такового, родового гнезда, семьи влечет за собой замещение чувства дома чувством ДРУЖБЫ ощущением лицейского братства («…нам целый мир чужбина; \ Отечество нам Царское Село»).

Дружба, особенно в раннем творчестве поэта —чуть ли не единственное, над чем не властна его ирония. Для него священны понятия «дружеский круг», «дружеское застолье», «дружеская беседа», это идеальная модель бескорыстных, максимально близких, высоких отношений между людьми («19 октября» 1825, «19 октября 1827» , «Чем чаще празднует лицей…», «Пущину» 1826 и т.д.)

Рядом с этой темой — тема ЛЮБВИ. Это чувство земное, даже легкомысленное в начале жизни, приобретает постепенно черты возвышенные. В отличие от многих и многих мужчин, для Пушкина чувства и счастье любимой женщины гораздо важнее, драгоценнее, чем его собственные. И если любимая уходит, то он не обвиняет ее, не считает преступницей, как это свойственно многим, но — желает ей счастья («…печаль моя светла», «,,,как дай вам Бог любимой быть другим…»). До такого отношения к женщине в русской поэзии поднимался позже, пожалуй, только А. Блок, но у него, в отличие от Пушкина женщина — существо неземное. Совмещение земного и небесного без внутреннего противоречия удавалось в 19 веке только Пушкину. Иногда, чтобы подчеркнуть этот особый характер, поэт прибегает к христианской символике. Наиболее яркое воплощение эта тенденция получает в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный… (1829) — балладе о земной и одновременно небесной любви человека к Богоматери.

Отношение Пушкина к РЕЛИГИИ не было однозначным на протяжении жизни. От насмешливого мальчишеского богохульства, вызванного во многом не отношением к религии. А отношением к конкретным формам ее проявления и конкретным священнослужителям, в зрелости («Отцы пустынники и жены непорочны…», 1836). поэт приходит к принятию вечных христианских добродетелей—смирения, терпения, любви к ближним, милосердия.

МИЛОСЕРДИЕ — очень важное для поэта понятие. Не случайно себе в заслугу он ставит именно то, что «в своих стихах … милость к падшим призывал»

Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимают размышления о смысле поэзии, о долге поэта перед людьми, Отчизной, искусством, Богом. В разные периоды творчества идеальными поэту представлялись разные модели поведения:

*​ Активная гражданская позиция, четко сформулированная конкретная цель творчества («Вольность» 1817, «К Чаадаеву» 1818).

*​ Отрешенность от всего земного, презрение к славе, преклонение лишь перед искусством («Пока не требует поэта….» 1827, «Поэт! Не дорожи любовию народной…» 1830, «Поэт и толпа» 1828).

*​ Осознание своего долга перед богом, талантом и людьми («Пророк» 1826, «Памятник» 1836).

*​ Философская формула «Самостоянье человека — залог величия его» определяет то новое в мироощущении поэта, чем характеризуется период его зрелого творчества. Спокойнее и мудрее становится его отношение к жизни, иным он теперь дорожит («Два чувства дивно близки нам…» 1830, «Пора, мой друг, пора!..» 1834, «Не дорого ценю я громкие слова…» 1836).

ПАТРИОТИЗМ. Неудачные полушовинистические стихи «Бородинская годовщина» 1831, «Клеветникам России 1831 — польский вопрос. Никто в русском обществе тогда не взял сторону поляков. Это можно назвать массовым помрачением сознания. С другой стороны — «уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», историзм, ответ Чаадаеву на «Философические письма». Таким образом Пушкин возвращается к несуществующему понятию дома («Два чувства…»)

Пушкин — живой человек, которому свойственно искать свои идеалы, а не принимать слепо уже готовые чьи-то. Поэтому нельзя говорить о них как о чем-то раз и навсегда данном.

2 / 5. 1

.