5
(3)

Модернистская поэма «Облако в штанах» — это отрицание в четырёх частях «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!»), которую объединяет трагическая история неразделённой любви поэта.

Невероятно сильная, мучительная любовь заставляет лирического героя кричать во весь голос. Такое чувство нельзя выразить прежними, обычными словами («улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать»).

Во второй части герой отрицает прежнее искусство «От вас, которые влюблённостью мокли, / От которых / в столетие слеза лилась, / уйду я, / солнце моноклем / вставлю в широко растопыренный глаз») и говорит о своём желании воспеть всякую «пылинку живого», сложить стихи о рабочих в грязи и пыли («от копоти в оспе. / я знаю — / солнце померкло б, увидев / наших душ золотые россыпи»).

В третьей лирический герой кричит о необходимости кровавого и трагического разрушения старого строя — изжитого, серого, пошлого. Себя он видит «тринадцатым апостолом» (изначальное название поэмы) этого нового мира.

Четвёртая часть возвращает нас к безысходной тоске по любимой. Герой то зовёт, то умоляет, и, наконец, бунтует против Бога, даже стремится убить его.

Финал отчасти ироничен: ответа герою нет («Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо»).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОБЛАКА В ШТАНАХ

  • 1915 г. — написание и публикация поэмы с большими цензурными правками. Замысел связан с неразделённой любовью поэта к Марии Денисовой.
  • 1917 г. — публикация без цензурных правок в журнале «Новый Сатирикон» под заглавием «Восстанавливаю».

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ ОБЛАКА В ШТАНАХ

  • Вступление. Звучит тема поэта и толпы. Лирический герой
    контрастирует с низменным миром. Он постоянно меняется: то «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно
    нежный», «не мужчина, а облако в штанах».
  • Часть 1. Повествует о трагической неразделённой любви поэта. Его переполняют муки ожидания любимой, ревность, а после сообщения, что любимая выходит замуж, — боль и хладнокровие. Он спокоен, «как пульс покойника». Надежда на взаимное чувство умерла.
  • Часть 2. Рассуждения о поэзии и творчестве, которые гибнут в буржуазном обществе. Поэзия стала далека от реальной жизни и от языка, которым говорит улица. Но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
  • Часть 3. Рассуждения о поэзии, не соответствующей требованиям времени, об отрицании господствующего строя. Поэт должен силой слова воздействовать на читателей. Жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Автор призывает к революции. Любовь здесь социально трансформирована: земля — это женщина, «которую вылюбил Ротшильд».
  • Часть 4. Рассуждения о религии, Боге, равнодушно наблюдающем за человеческими страданиями. Поэт вступает в войну с ним, оскорбляет Бога, обвиняет его в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова обращается к своей Марии: умоляет, упрекает, требует, клянётся, но напрасно.
  • Финал. Небо глухо, оно не слышит ни слов мольбы, ни грозного вызова.

В образе лирического героя отражена его двойственность. 

ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

Перед ним должны преклониться Вселенная, властители мира:

«Эй, вы! // Небо! // Снимите шляпу! // Я иду!»; «а впереди / / на цепочке Наполеона / / поведу, как мопса»;

  • ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, равным Богу:

«Я, воспевающий машину и Англию… / / тринадцатый апостол»; «Слушайте! / / Проповедует… / / сегодняшнего дня // крикогубый Заратустра»; «я думал ты всесильный божище, / / а ты недоучка, крохотный божик».

ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО УСТАВШЕГО ЧЕЛОВЕКА

  • лирический герой автобиографичен (упоминаются сёстры,
    товарищи-футуристы );
  • помещён в реальное время и пространство:

«ёжусь, зашвырнувшись / / в трактирные углы»;

  • хочет простого человеческого счастья:

«Ночью хочется звон свой / / спрятать в мягкое / / в женское»;

  • переживает личную трагедию, ищет поддержки у родных:

«Мама! // Ваш сын прекрасно болен! // Мама! // у него пожар сердца … »

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЛАКА В ШТАНАХ

  • Темы: поэт и толпа, любовь, поэзия и творчество, богоборчество.
  • Идея: старые устои не позволяют человеку жить достойно и свободно. Но небу нет никакого дела до того, что происходит на земле, — Вселенная спит. Поэт предчувствует наступление революции и готов нести её идеи в массы. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими. Автор убеждён, что, если беспощадно разрушить старое, то можно создать новое.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ 

  • «Облако в штанах» — лиро-эпическая поэма: эпичность проявляется в критике общества, религии, традиционного искусства;
  • лирические черты выражены в интимных переживаниях литературного героя.
  • Жанр «Облака в штанах» В. В. Маяковский определил как тетраптих.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБЛАКА В ШТАНАХ

  • Окказионализмы: миллионы любовей, потноживотные женщины, вылюбить, исслезить.
  • Сниженная лексика: пёрла, ржут, выхаркнуть, прохвосты, жрать.
  • Аллитерация: грядёт генерал Галифе, главой голодных орд.
  • Метафоры: крик торчком стоял из глотки, кто-то из меня вырывается упрямо, в душе ни одного седого волоса.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Обличение буржуазного общественного устройства, обоснование необходимости революции отражено в произведениях «Братья»,
«Господин из Сан-Франциска» И. А. Бунина, «Детство», «В людях» М. Горького и др.

облако в штанах

5 / 5. 3

.