5
(1)

Главная мысль романа «Обломов» заключается в осмеянии обломовщины, то есть лени, которая доходит до того, что человек не в силах не только исполнить какое-либо дело, но даже и наслаждаться жизненными благами.

Главным героем романа является Обломов. В нем воплощены типические черты старинного русского барства, сложившиеся под влиянием условий крепостного права. Чтобы понять, каким образом мог выработаться характер Обломова, необходимо сначала познакомиться с той жизнью, которую вели предки Обломова. Эта жизнь весьма ярко изображается Гончаровым в 9-й главе, носящей название «Сон Обломова».

Обломовщина поражает, прежде всего, умственной спячкой, отсутствием всяких живых идейных интересов, ее удел — скорее полуживотное прозябание, чем сознательная человеческая жизнь. Ничто не волновало обломовцев. «Норма жизни была готова и преподана родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность, как огонь Весты. Как это делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в Обломовке».

В Обломовку не проникали никакие новые веяния, обломовцы жили словно В каком то отдельном государстве, отгороженном от прочего мира высокой стеной. Умственная лень обломовцев доходила до того, что они не знали, сколько у них крестьян, сколько получается доходов от имения и как идет хозяйство. Духовный застой обломовцев сопровождался также и физической ленью. Большую часть времени они посвящали сну и еде; свободное от зтого время они проводили или в праздном, бессмысленном сидении у окна или в медленной прогулке около реки.

Главным интересом в жизни обломовцев был обед.  Тучные обеды производили продолжительный сон. Все, не исключая дворни, обыкновенно засыпали до вечера. Такая спокойная, праздная жизнь обусловливалась крепостным правом. Обломовцы знали, что крепостные люди накормят их, напоят, оденут, обуют и спать положат. Человечество, по их мнению, разделялось на два класса: «людей» и господ; первые всю жизнь должны были работать, а вторые — жить спокойно, ни о чем не заботясь. Труд, даже самый ничтожный, считался несовместимым с званием барина. Впрочем, отношения между господами и крепостными людьми были доброжелательными. Крепостных не притесняли отчасти потому, что господа были люди добрые, отчасти и потому еще, что природа Обломовки производила всего в изобилии. Но это доброжелательное отношение не исключало оскорбительного отношения к «людям», которые назывались уничижительными именами и, в случае ослушания, подвергались наказаниям.

Тип Обломова, однако, не ограничивается пределами одной России; это — универсальный тип, возникающий во всякой зажиточной, самоудовлетворенной среде. Обломов — тип консервативный. Человек, достигший известной степени благосостояния, избегает предпринимать что-либо новое из боязни нажить себе какую-либо неприятность; он предпочитает вести дела по-прежнему, не присматриваясь к современным потребностям жизни. Этот человек — тот же Обломов, только «сортом пониже», как говорят у нас. Таким образом, «обломовщина» существует во всех странах земного шара. Помимо обломовщины, обрисованной Гончаровым, существует чиновничья обломовщина — обычай откладывать дела в долгий ящик, научная обломовщина, семейная и т. д. Одним словом, обломовы — все те, у кого нет стремления к высшим идеалам, желания работать на общую пользу, деятельность которых направлена на обеспечение себе покоя.

5 / 5. 1

.