В романе «Обломов» выведен человек дела Штольц, преуспевающий коммерсант, конечно же, протестант (не православный). Он не признаёт жизни сердца, сердечного разума: он репрессивен даже … к природе, не знает ни высоты, ни глубин России, хотя в его практической работе по обустройству страны, подъёму её промышленности, созданию дорог есть ещё отголосок реформ Петра. Он тоже хотел бы «на высоту узды железной» Россию поднять на дыбы, изжить Обломовку, а вместе с ней, наверное, и множество прекрасных качеств народного характера.
Обломов же — вовсе не заурядный ленивый простак, не воплощение бездельника — мудреца, зарывшего свой талант, не изваяние созерцателя-философа в домашних тапочках, неотделимого от дивана и слуги Захара. Он, видимо, без особого расчёта автора, стихийно отобразил какое-то сложное перепутье страны, выразил нежелание России идти целиком путём прагматичного Штольца, строить свою судьбу, растворяясь в чужой мере счастья, успеха, величия. Прежде всего — в идеалах стяжания, «деланья денег». Но это решение Обломова, как и оценка в романе «сна Обломовки», когда мерцает отчасти ожидание «райского желанного житья», сложное, во всём этом много нерешительности, зыбкого мечтательства. Автор оставляет Обломова на полдороге, во власти мифов и смутных надежд, вечного расчёта «на авось». Силу Штольца, закпючённую в его узости, односторонности, Обломов никогда принять не сможет.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.