3.7
(3)

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого более пятисот персонажей. Все они очень реалистичны, характеры объемны и многосторонни. Представляя различные человеческие типы, писатель тщательно исследует психологию каждого из них, раскрывает внутренний мир. Одни персонажи вызывают симпатию писателя, они близки к природе, русскому народу. Это Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов. 

Другие, напротив, мелочны и эгоистичны, озабочены лишь своими интересами, устройством личных дел, продвижением по службе. Это так называемые маленькие наполеоны. Один из них — Борис Друбецкой. 

Впервые мы встречаемся с семьёй Друбецких на вечере у Анны Павловны Шерер. Анна Михайловна приезжает туда с целью устроить судьбу своего сына — договориться с князем Василием о переводе Бориса в гвардию. И ей удаётся достичь своей цели. В близких отношениях Анна Михайловна состоит и с семьёй Ростовых. В их доме «с детства воспитывался и годами живал её обожаемый Боренька». 

Ростовы считают его практически членом семьи, графиня даёт Анне Михайловне денег на обмундирование для Бориса. Толстой впервые показывает нам этого героя на именинах у Наташи. Он испытывает к ней искреннюю симпатию, ему кажется, что он влюблён. Борис даже обещает посвататься к Наташе через четыре года. Мы видим юношу, возможно еще не испорченного светским миром.

Однако постепенно он становится таким же, как всё его окружение, — расчетливым, меркантильным человеком, озабоченным лишь карьерой, положением в обществе. Борис с легкостью забывает своё обещание, данное Наташе. Уехав в армию, он «больше не видался с Ростовыми». «В нынешнем веке не помнят старых друзей», — с грустью замечает старая графиня Ростова.

Основная цель героя — завоевание прочного положения в обществе. Средством к этому является, по мысли его, удачный, выгодный брак. И Борису удаётся достичь своей цели: он женится на Жюли Карагиной.

Друбецкой — человек, озабоченный лишь собственными делами. Война становится для него средством продвижения по службе. Он использует все возможности, чтобы сделать блестящую карьеру, получить место в штабе главнокомандующего. И он в конце концов попадает в свиту императора.

Человеческие отношения, дружба, привязанность — всё это не имеет большого значения для этого героя. Так, он не хочет помочь Николаю Ростову, который приехал в Тильзит, чтобы похлопотать за своего друга Василия Денисова. Борис слушает Николая высокомерно и снисходительно, советует ему не вмешиваться.

Мы не видим какого-либо духовного развития героя, он далёк от мира природы, народа, от интересов России, он начисто лишён какой-либо рефлексии. И Друбецкой не испытывает потребности в личностной самореализации: он «слишком доволен своим внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного».

Таким образом, Борис Друбецкой — герой, ориентированный на ложный жизненный идеал.

С этим образом в романе связан мотив Наполеона. По мысли писателя, Друбецкой и подобные ему (Берг, князь Василий, штабные офицеры) — это «маленькие наполеоны». Этим людям Толстой противопоставляет своих любимых героев и их жизненные ценности — любовь, патриотизм, честь и достоинство.

 

3.7 / 5. 3

.