5
(5)

Поэма «Двенадцать» является итоговым произведением А.А. Блока и вместе с тем произведением новаторским. Это едва ли не единственное произведение в русской и советской литературе, вызвавшее столь разноречивые оценки, столь полемическую интерпретацию. Так, поэма была враждебно встречена русской интеллигенцией.

Н. С. Гумилёв писал,

что А.А. Блок послужил в ней «делу Антихриста» — «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя». 

Очень резко отзывался о поэме И.А. Бунин:

«Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное”.

Не получила она быстрого одобрения и со стороны большевиков, изображённых в виде разбойников и убийц. Одни видели в этом произведении карикатуру на большевиков, другие — гимн революции. 

Многих шокировало, что шествие красногвардейцев возглавляет у А.А. Блока сам Иисус Христос. Притом А.А. Блок не до конца понимал смысл этого образа.

В дневнике Блока сохранилась следующая запись:

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы недостойны Христа, который идёт с ними сейчас, а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы шёл Другой».

В.Б. Шкловский писал:

«В «Двенадцати» Блок пошёл от куплетов и уличного говора.  И, закончив вещь, приписал к ней Христа. Христос для многих из нас неприемлем, но для Блока это было слово с содержанием. С некоторым удивлением он сам относился к концу этой поэмы, но всегда настаивал, что именно так получилось. Вещь имеет как бы эпиграф сзади, она разгадывается в конце неожиданно».

Однако этот образ оставался загадкой для исследователей,он получал самые различные трактовки. Образ Христа считали высшим оправданием революции. Так, К.В. Мочульский видел в нём залог будущего объединения России — народа и интеллигенции. 

М.М. Пришвин отождествлял образ Христа с образом самого поэта, готового принять на себя весь грех убийств. 

Другие исследователи считали, что шествие двенадцати возглавляет на самом деле не Христос, а Антихрист, т. е. Россия движется в никуда, и поэма направлена против революции.

Многое проясняют статьи А.А. Блока, написанные в тот период (“Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма» и др.). Обращаясь к своим современникам, поэт писал: 

«Стыдно сейчас … ухмыляться,плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролетает революционный циклон». А. А. Блок призывает здесь «всем сердцем, всем сознанием» слушать Революцию. Видя в ней могучую, неподвластную человеку стихию, «черную злобу», поэт воспринимает её как «святую злобу». 

В разгуле революционной стихии поэт, живший с чувством вины перед народом, видит возмездие за грехи отцов: «Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ — паинька? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «чёрной» и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными», между интеллигенцией и народом.

Осмысливая происходящее, А.А. Блок искал исторических аналогий, он рассматривал революционную эпоху как новую эру, аналогичную эпохе возникновения христианства. Эту идею поэт развил в своей работе «Катилина» (1918) и ряде других произведений.

Христос в глазах Блока был «вестником нового мира», бунтарём, восставшим против «больной цивилизации». 

5 / 5. 5

.