Тарас Бульба — дитя того грубого века, тип, характер, сложившийся в виду тех исторических условий, в которых пребывал Юга-Восток России. Надо сказать, что зачастую казачество обнажало свой меч, гонимое исключительно корыстными побуждениями; в духе того времени было молодеческое, бесшабашное презрение к чужой собственности, жажда подвигов переплеталась у казаков с жаждой легкой и богатой добычи. В то время (XVI в.) Украина представляла собой яблоко раздора различных наций и чуть ли не ежедневно должна была сама ограждать свою будущую судьбу, право на свое дальнейшее существование.
С одной стороны турки; с другой — поляки тревожили Украину; то одно, то другое государство создавало весьма неблагоприятные жизненные условия для украинцев, которым приходилось быть всегда настороже, всегда с оружием в руках. Все это укрепляло в малороссиянах воинственный дух, закаляло их волю и энергию, с другой же стороны — развивало хищнические, кровожадные инстинкты. Тарас Бульба всецело унаследовал черты своего века. Его бесшабашная удаль, его жажда борьбы во имя борьбы, его кровожадные инстинкты едва только оправдываются высшими соображениями — желанием защитить свою веру.
Ведь он, отправляясь в Сечь, уже про себя решил, что так или иначе, но необходимо затеять войну. И жажда кровавой борьбы во имя борьбы, только в конце повести теряет несколько свой хищнический характер у Тараса и получает новое идейно-патриотическое содержание. Тарас Бульба выше всего, конечно, ставит отвагу, беззаветную храбрость, воинскую честь, даже узы крови не остановили его смертоносной руки, когда сын изменил тому делу, которому посвятил себя Тарас.
В семейной жизни он, как и все запорожцы, безусловный господин. В семейной жизни его воля — для всех закон, начиная с жены и кончая последним слугою. Образ жены и матери в повести мастерски нарисован Гоголем. Жена Тараса — безмолвное, безвольное, но доброе и мягкосердечное существо. Ее судьба вызывает искреннее сочувствие. Тарас когда-то женился на ней, красивой, стройной девушке, но воинский пыл скоро оторвал его от семейного очага; с годами остывала его любовь к ней, увядала ее красота, настоящее становилось однообразным и скучным — мысли ее обращались к прошедшему, к тем немногим минутам счастья, которые безвозвратно прошли … Весьма характерно, что запорожцы не допускали в Сечь женщин, считая ниже достоинства воина любовь к ним. Товарищество, вино и воинские подвиги не оставляли у запорожцев места «нежным» чувствам.
Тарас Бульба суров, но зато умеет справедливо наказать и справедливо помиловать. Трудно с точки зрения современных нравственных понятий оправдать религиозное насилие, тем более трудно оправдать сыноубийство на религиозной почве, но Тарас верил, что он стоит на правом пути, что то дело, которое он защищает, — дело святое. Ему казалось высшим преступлением перейти на сторону еретиков, что сделал Андрей; тем более, что переход Андрея на сторону поляков не явился следствием сознательного его отношения к религиозной борьбе, а лишь результатом горячности молодого сердца, молодого, сильного чувства любви. Суровый Тарас убил его своими руками, голос крови не удержал его от дикой кары …
Более привлекательным, несмотря на всю свою запорожскую предубежденность против «жидов», является Тарас в деле спасения еврея Янкеля от расправы казаков. Янкелю, торговцу из предместья Сечи, грозила смерть в волнах Днепра. Тарас укрыл еврея за услугу, некогда оказанную им его погибшему брату. И Янкель не остался в долгу перед Тарасом; он оказывал ему серьезные услуги, служил ему преданно и честно. В мести своей за смерть старшого сына Остапа Бульба жесток до злодейства. Отцовское сердце не может забыть полякам казнь сына, он уничтожает огнем их города, убивает их жен и малых детей, не будучи в состоянии насытиться всем злом, всеми ужасами, чинимыми им. Таков Тарас Бульба в повести Гоголя.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.