— Николай Семенович Лесков — самобытный и большой писатель. Он родился в 1831 году в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника, вышедшего из духовной среды. В детстве его сверстниками были крестьянские дети, с которыми он, по его словам, «жил и сживался душа в душу».
— На 16 году, не закончив гимназии, Лесков вынужден был начать трудовую жизнь канцеляристом в орловской уголовной палате. Позднее, поступив на частную коммерческую службу, он исколесил Россию вдоль и поперек.
— Лесков осознавал себя литератором нового типа. Он не раз утверждал, что его школой была не книга, а сама жизнь.
— Лесков входит в литературу с принципиально отличным от передовых взглядов 2-й половины 19 века видением человека. Его герои — это особого рода герои-ПРАВЕДНИКИ. Но это не религиозные подвижники — напротив, активность героев Лескова очень своеобразна. Они не бунтари, в них уживаются дерзость и самоограничение, рыцарство и беспредельная уступчивость. Они честны, отважны, незлобивы и терпеливы. Они воплощают в себе лучшие качества русского национального характера.
— В повести «Очарованный странник» (1873) писателя занимает не благочестие, а богатырство русского человека. Иван Северьянович Флягин — богатырь не только по физической силе, но и по запросам души. С детства он ощущает в себе неуёмную силу, требующую выхода, не знающую границ (вспомним, он одним ударом кнута убивает старичка-монаха).
— В нем живет постоянная потребность испытать свою силу. Она толкает его и на подвиг, и на риск (вспомним, как герой останавливает над обрывом барских лошадей, вспомним его поединок с татарином).
— Но все события в жизни героя совершаются словно бы помимо его воли, по велению судьбы. Он постоянно ощущает на себе «бремя судьбы» (образ умершего от его рук старичка-монаха становится воплощением этого самого бремени, рока, провидения). Именно поэтому Иван Северьянович — ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК: он постоянно ощущает на себе чары судьбы, провидения.
— Одна из ярких особенностей его характера — стихийность, страстность, эмоциональность, отсутствие рационализма. Четко формулируемых целей он не ставит перед собой до последних дней, действуя в основном по наитию.
— По Лескову, русскому человеку не свойственна рассудочность, но это вовсе не означает, что он духовно беден. Да, многие поступки героя могут показаться неблаговидными (в нем порой спутаны добро и зло), но с ним всегда рядом его богатырские грёзы, странные сны, видения, зов судьбы. Зов этот идет словно из глубины веков, из времен богатырей.
— Другой смысл названия ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК — это очарованность героя жизнью, ее красотой, ее совершенством. Не случайна в этом смысле профессия героя — конэсера, в которой он не просто мастер, а настоящий артист. В герое живет, развивается и крепнет чувство красоты, любовь к красоте (своего пика оно достигает в любви к Груше).
— Духовное развитие Флягина — это путь все усиливающейся потребности героического самопожертвования — сначала за Грушу, потом за других людей, и наконец — за всю Россию («Мне за народ очень помереть хочется»).
— Монастырь в судьбе Флягина — знак обретения высшего смысла жизни и развития настоящего патриотического чувства.
— Праведники Лескова — всегда чудаки, не похожие на других людей, идущие своим путём. Они — яркие выразители народного духа, всегда неуспокоенного, всегда ищущего, страстного и доброго.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.