5
(1)

 — Николай Семенович Лесков — самобытный и большой писатель. Он родился в 1831 году в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника, вышедшего из духовной среды. В детстве его сверстниками были крестьянские дети, с которыми он, по его словам, «жил и сживался душа в душу». 

 — На 16 году, не закончив гимназии, Лесков вынужден был начать трудовую жизнь канцеляристом в орловской уголовной палате. Позднее, поступив на частную коммерческую службу, он исколесил Россию вдоль и поперек.

 — Лесков осознавал себя литератором нового типа. Он не раз утверждал, что его школой была не книга, а сама жизнь. 

 — Лесков входит в литературу с принципиально отличным от передовых взглядов 2-й половины 19 века видением человека. Его герои — это особого рода герои-ПРАВЕДНИКИ. Но это не религиозные подвижники — напротив, активность героев Лескова очень своеобразна. Они не бунтари, в них уживаются дерзость и самоограничение, рыцарство и беспредельная уступчивость. Они честны, отважны, незлобивы и терпеливы. Они воплощают в себе лучшие качества русского национального характера. 

 

 

 — В повести «Очарованный странник» (1873) писателя занимает не благочестие, а богатырство русского человека. Иван Северьянович Флягин — богатырь не только по физической силе, но и по запросам души. С детства он ощущает в себе неуёмную силу, требующую выхода, не знающую границ (вспомним, он одним ударом кнута убивает старичка-монаха). 

— В нем живет постоянная потребность испытать свою силу. Она толкает его и на подвиг, и на риск (вспомним, как герой останавливает над обрывом барских лошадей, вспомним его поединок с татарином). 

 — Но все события в жизни героя совершаются словно бы помимо его воли, по велению судьбы. Он постоянно ощущает на себе «бремя судьбы» (образ умершего от его рук старичка-монаха становится воплощением этого самого бремени, рока, провидения). Именно поэтому Иван Северьянович — ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК: он постоянно ощущает на себе чары судьбы, провидения. 

 

 

— Одна из ярких особенностей его характера — стихийность, страстность, эмоциональность, отсутствие рационализма. Четко формулируемых целей он не ставит перед собой до последних дней, действуя в основном по наитию.

 — По Лескову, русскому человеку не свойственна рассудочность, но это вовсе не означает, что он духовно беден. Да, многие поступки героя могут показаться неблаговидными (в нем порой спутаны добро и зло), но с ним всегда рядом его богатырские грёзы, странные сны, видения, зов судьбы. Зов этот идет словно из глубины веков, из времен богатырей.

 

 

 — Другой смысл названия ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК — это очарованность героя жизнью, ее красотой, ее совершенством. Не случайна в этом смысле профессия героя — конэсера, в которой он не просто мастер, а настоящий артист. В герое живет, развивается и крепнет чувство красоты, любовь к красоте (своего пика оно достигает в любви к Груше). 

 — Духовное развитие Флягина — это путь все усиливающейся потребности героического самопожертвования — сначала за Грушу, потом за других людей, и наконец — за всю Россию («Мне за народ очень помереть хочется»).

 — Монастырь в судьбе Флягина — знак обретения высшего смысла жизни и развития настоящего патриотического чувства. 

 — Праведники Лескова — всегда чудаки, не похожие на других людей, идущие своим путём. Они — яркие выразители народного духа, всегда неуспокоенного, всегда ищущего, страстного и доброго.

5 / 5. 1

.