1
(1)

Гоголь избегает исключительного и в описании центрального образа комедии — городничего Сквозника-Дмухановского. Этот чиновник не какой-нибудь отъявленный злодей, а типичный для своего сословия представитель. Все его злоупотребления отнюдь не выделяются из практики «нормальной» деятельности чиновничества.

Сам Гоголь предупреждал, чтобы Сквозника- Дмухановского не превращали в особенного злодея. «Человек этот, — писал он, — более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки … велик соблазн всего того, что плывет в руки и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой».

В образе городничего Гоголь воплотил наиболее ярко те черты, которые были свойственны чиновникам-бюрократам: с одной стороны, безудержное самодурство, со всеми вытекающими из него последствиями, по отношению ко всем тем, кто в той или иной степени зависит от него, и с другой стороны, подхалимство и трусость перед лицами, от которых может зависеть его судьба. Так Сквозник-Дмухановский бесцеремонно
расправляется с «гражданством» и купечеством, которым он, по его собственному признанию, «солоно пришелся». Он мечтает о чине генерала, чтобы еще больше расширить свою власть. «Грубые страсти животной натуры» (Белинский) разворачиваются в полном объеме, стоит только Сквознику-Дмухановскому почувствовать свои силы, и никакими разумными доводами нельзя остановить его произвол.

Однако поведение героя сразу меняется, как только ему приходится иметь дело с вышестоящим чином. Последнее легко проследить на отношениях городничего к Хлестакову, принятому им за ревизора из Петербурга. Словно хамелеон, который меняет цвет кожи, попадая в другую среду, городничий преображается вдруг в «добродушного», услужливого человека, готового на всякие подлости, и не только из страха за свои «грешки», но и по убеждению, что важная особа заслуживает особенного почтения. Когда же городничий узнает, что Хлестаков не тот, за кого его принимали, а «дрянь, сосулька», «тоньше серной спички», он мечет громы и молнии, готов стереть его с лица земли — т.е. снова перед нами самодур во всей его «красе».

1 / 5. 1

.