0
(0)

Народ и власть—основные предметы сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Для начала разберемся с понятиями.

В понятие народ включались прежде всего податные сословия, то есть то, что называется “простой народ”—крестьяне, мелкие мещане и т.д.

Власть во времена Салтыкова-Щедрина—это либо власть по происхождению (дворянство), либо власть по данному государством чину (чиновничество).

Существенным эпизодом биографии Салтыкова-Щедрина было его глубокое знакомство с миром представителей власти: обучение в Александровском (Царскосельском) лицее, где в то время уже готовили только чиновников, знакомство с миром провинциального чиновничества в Вятке, вице-губернаторство в Рязани.

В середине 40-х годов Щедрин был причастен к кружку петрашевцев—людей, которые думали о судьбе России с точки зрения ее народа, представлявшегося им страдающим и, соответственно, нуждающимся в освобождении. Щедрин отошел от кружка петрашевцев сам (что не спасло его от ссылки в Вятку), может быть, потому, что уже тогда понял, что взаимоотношения народа и власти не столь однозначны, как казалось русским социалистам—власть плохая, народ хороший.

Щедрин раскрывает проблему народа и власти в таких произведениях, как “Губернские очерки”, сказки и, прежде всего, “История одного города”.

В этой книге власть представлена тремя типами губернаторов:

* старается что-то сделать для улучшения жизни города;

* тех, кто сознательно осложняет жизнь глуповцам, и, наконец,

* те, кому на все наплевать.

Любой из градоначальников, по крайней мере, декларирует желание улучшить жизнь глуповцев. Но при “добрых” градоначальниках глуповцам плохо, при “злых“- не лучше (примеры—самостоятельно). Лучше всего глуповцам при градоначальниках, которым ни до чего нет дела, тех, кто предоставлял их сами себе. Правда, глуповцев никто никогда об этом не спрашивал. Таким образом, получается, что субъективные желания власти не имеют никакого отношения к тем, ради кого эта власть осуществляется. Щедрин фиксирует недостаточность, несостоятельность любой власти.

В народе же Щедрин видит качества, которые позволяют ему смиряться с любой властью: “любоначалие”, безответственность, неосмысленность жизни, равнодушие покорность.

Для Щедрина это по-прежнему неприемлемо, как и в годы его контактов с петрашевцами. Но он понимает, что преодолеть это не так просто. Дело в том, что Щедрин н смотрит на эту проблему философски. В книге Гениса и Вайля эта проблема сформулирована как противостояние природы, то есть естественной жизни, которой живет народ, и цивилизации, которую вносит в эту жизнь власть. Дело в том, что сытые глуповцы для Щедрина изначально хуже, чем голодные, но и голодные глуповцы—это тоже ГЛУПОВЦЫ!

Таким образом, для Щедрина проблема народа и власти нерешаема, и в этом его современность для нас, так как мы не можем принять ни точку зрения русских социалистов, ни противоположную позицию. Конечно, всякий народ имеет тех правителей, которых заслуживает. Пожалуй, Щедрин—один из немногих писателей своего времени, который не боится всенародно показать, что причины многих зол именно в пассивности и покорности масс.

Дополнительный материал: Тема взаимоотношений народа и власти как нельзя лучше в «Истории одного города». Г Салтыков-Щедрин создает образ России, обратившись к правлению градоначальников города Глупова. Все управление глуповцами заключалось в совершенствовании методов порки. Одни начальники пороли всех, другие лишь выборочно, но метод управления оставался одним и тем же. Чиновники не желают видеть в той массе, которой они управляют, живых чувствующих людей. Народ все терпел а когда становилось невмоготу, то начинались бунты. Народ в произведениях Салтыкова-Щедрина показывается сильным, но пассивным. Эти черты завещаны ему историей, многовековым бесправием. «Ежели нас теперь всех в кучи сложить и с четырех концов запалить, то мы и тогда — терпеть будем».

Еще один жанр, в котором нашла отражение проблема народа и власти — сказки. Писатель создал новый жанр политической сказки, в котором сочетаются фантастика с реальностью.

Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые проблемы России, явилось в тоже время показателем неистощимых сил, забитых и сдавленных, но пробивающих себе дорогу. К сожалению, пока приходится признать, что проблемы, поднятые Щедриным, сегодня очень актуальны. Я считаю, что каждый человек должен в своей жизни сделать что-нибудь для того, чтобы в ближайшем будущем со всей уверенностью можно было бы сказать: «Та Россия, которую описывал Салтыков-Щедрин — в прошлом, это пройденный этап».

А дальше— работаем на конкретных примерах, не забывая о сказках.

0 / 5. 0

.