4.3
(6)

К числу особенностей «Ревизора», как комедии, принадлежат:

  1. отсутствие положительных типов, какими являлись резонеры в комедиях 18-го века, каким является Чацкий у Грибоедова. Впрочем, сам Гоголь находил, что в его комедии есть положительное, благородное лицо, именно — смех; но под этим лицом скрывается, собственно говоря, сам автор, выставивший на всеобщее посмеяние своих неприглядных героев.
  2. Другою особенностью комедии является отсутствие в ней любовной интриги, которая считалась раньше почти неизбежной принадлежностью всякой пьесы.
  3. Эта особенность связана с особым характером завязки всей комедии. Сам Гоголь говорит по этому поводу: «Комедия должна вязаться сама собой, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться того, что волнует более или менее всех действующих … »

В этом отношении завязка комедии выбрана Гоголем чрезвычайно удачно: известие о ревизоре, действительно, задевает за живое всех выведенных лиц, производит всеобщее потрясение, заставляет каждого невольно выказать свой характер.

Уже одно то обстоятельство, что они так легко вдались в обман, достаточно характеризует выведенных лиц; в этом сказалось неспокойное состояние их совести, сознание своих проступков, боязнь законной кары, которая как бы ослепляет их и заставляет, по выражению городничего, «сосульку, тряпку принять за важного человека».

Местом действия в «Ревизоре» является захолустный провинциальный городишко, от которого, как говорит одно из действующих лиц комедии, хоть «три года скачи — ни до какого государства не доедешь».

Время действия легко установить из слов судьи (действующего лица в комедии). Это — начало 30-х годов.

Действующие лица комедии — преимущественно чиновники, вышедшие из рядов дворянства, но рядом с ними и другие социальные группы: городские помещики, купцы, мещане и пр.

Перед автором комедии стоял вопрос, отчего так безобразно, преступно работает в разных углах России чиновничий аппарат. Отвечая на этот вопрос, Гоголь и развертывает перед нами свою картину. Чиновников он связывает с купцами, с мещанами и, развивая действие, берет момент, когда на головы чиновников обрушивается «пренеприятное известие» о готовящемся приезде ревизора «инкогнито», «с секретным предписанием».

Словно пораженные громом, чиновники суетятся, теряются, ими овладевает безграничный страх: ведь они были уверены, что в такую глушь, как их городишко, никакой ревизорский глаз не заглянет.

Этот момент получения известия, создавший движение в рядах чиновников, вызвавший их на ряд действий, является завязкой комедии. За завязкой следует цепь событий, которые рисуют перед нами очень интересную борьбу. Вся она построена на самообмане чиновников: по существу дела они борются с призраком и благодаря этому попадают в чрезвычайно комические положения. Тем не менее, борьба продолжается, все возрастая и возрастая в своем напряжении.

Высшей точки борьба достигает в сцене сватовства Хлестакова. Чиновники уверены, что ревизия закончится благополучно, и торжествуют. Однако торжество оказывается преждевременным. Вскрытое почтмейстером письмо Хлестакова к петербургскому приятелю открывает чиновникам глаза на все происшедшее, и они чувствуют себя «в дураках».

Этот момент мы называем развязкой. Однако Гоголь на этом не обрывает комедии: ему мало оставить чиновников «в дураках», он хочет покарать их за все неправды так, чтобы повторение их стало невозможным. Отсюда — последняя сцена с жандармом, приводящая плутов-чиновников в совершенное оцепенение.

В комедии «Ревизор» действие происходит не в столице и не в среде высшего чиновничества, а в захолустье. Действующие же лица принадлежат к провинциальной мелкоте, которые только в сладком сне мечтают о генеральском чине. Но и здесь Гоголь достигает очень больших результатов благодаря необыкновенно художественному выполнению задачи.

Завязка комедии заключается в том, что в некоем маленьком уездном городке случайно проезжавшего молодого чиновника из Петербурга принимают за важную особу, при ехавшую ревизовать уезд. В городке все всполошилось. Все чиновники наперерыв стараются замазать грешки и привести подведомственные учреждения в надлежащий вид, а главное задобрить взятками важное лицо. Это им, разумеется, удается вполне, и в тот момент, когда они уже торжествуют свою победу -является не фиктивный, а настоящий ревизор.

В свое время за такую завязку упрекали Гоголя. Указывали на ее искусственность и неправдоподобность. Но, во-первых, нужно принять во внимание, что подобные случаи в те времена действительно имели место. Во-вторых, такое исключительное обстоятельство давало возможность Гоголю вывести на сцену, в сжатом и небольшом по объему
произведении, всю «подноготную» уездной жизни.

Самое действие развивается совершенно последовательно и все вытекает одно из другого,
как психологически необходимые выводы из предшествующего, без всяких скачков и случайностей, лишь в силу внутренней необходимости, — это необходимое условие истинно-художественной комедии.

4.3 / 5. 6

.