Пенсне. Анализ рассказа Осоргина

5
(1)

Рассказ «Пенсне» написан в 1929 году, когда Осоргин уже жил в эмиграции. О чем же этот рассказ?
— На первый взгляд, перед нами полушутливое-полусерьёзное, ироничное, свободное, увлекательное повествование о мире вещей. Исходя из убеждения, что «вещи живут своей особой жизнью», рассказчик представляет нам одну историю из жизни вещей — историю о своем пенсне, которое, внезапно исчезнув, судя по всему, отправилось путешествовать, но вскоре вернулось-таки к хозяину:

» Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?»

— Мы видим, что пенсне здесь становится полноценным героем рассказа. Но как? С помощью олицетворения. Олицетворение — тот самый прием, который помогает «вдохнуть жизнь» в вещь, сделать ее похожей на человека.

— Но разве этот рассказ только о вещи? Ведь в рассказе есть еще один герой — рассказчик. Повествование в тексте словно бы разделено на два плана:

1. первичная реальность (обычная ситуация — человек потерял вещь, не заметил, когда искал, затем нашел — это история с точки зрения «реалистически мыслящего человека»);

2. реальность рассказчика, в которой вещи живут своей, независимой от человека, жизнью, и примером этой жизни служит история с путешествующим пенсне.

— Значит, в центре рассказа не столько история пенсне, сколько фигура и сознание рассказчика, его личность, его восприятие мира. В чем особенность этого восприятия? Это ТВОРЧЕСКОЕ восприятие, ТВОРЧЕСКОЕ мышление, способное пересоздать реальность, раздвинуть границы привычного мира и увидеть в нем нечто новое, иное.

Рассказчик — прямая противоположность «реалистически мыслящему человеку», он — творческая личность, и мир рассказа «Пенсне» воссоздает мир творческой личности, ее способ мышления.

— Таким образом, чтобы понять рассказ «Пенсне», нам необходимо сосредоточить внимание не столько на истории путешествия вещи, а на личности человека, способного об этом путешествии рассказать. Он наделен уникальной способностью иного — любовного, чуткого — восприятия привычной действительности. И мы, читая рассказ, получаем возможность научиться ему.

5 / 5. 1

.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.