Одной переломных для российской истории эпох было время Петра. Свыше четверти века Алексея Толстого интересовала личность царя-преобразователя и его эпоха. Первое знакомство будущего писателя с детищем Петра — Петербургом — произошло в студенческие годы.
Изначально этот город воспринимался Толстым как чужой по духу, культурным традициям. Кроме того, знакомство с Петербургом происходило в период увлечения начинающего автора символизмом, и столица империи была воспринята в контексте символистского мифа Петербурга, что нашло отражение в первых произведениях Толстого.
Рано проявившийся интерес писателя к истории усилила Первая мировая война и события революции. Именно в этот период Толстой остро почувствовал актуальность петровской темы, созвучной, по его восприятию, драматически напряжённой и противоречивой революционной эпохе. «Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности», — писал Толстой, подчёркивая связь
современного материала с проблемами, волновавшими его на протяжении всего творческого пути. Как справедливо отмечал А.Серафимович, «Пётр Первый» — это и есть «прежде всего книга о русском характере», к постижению которого Алексей Толстой стремился всю жизнь.
Одним из первых произведений Толстого на тему Петра стал рассказ с подчёркнуто нейтральным названием — «День Петра» (1918). На самом же деле день Петра — это метафора его жизни, наполненной государственными делами. Но какова цель всего, что делает Пётр, как оцениваются его преобразования? В изображении Толстого царь-реформатор одинок, он «одной своей страшной волей» перестраивает государство, идя наперекор всем, разрушая вековые устои русской жизни. «Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это — двор его и скот, батраки и всё хозяйство хуже, глупее соседского?»
Каждая деталь пейзажа говорит об обречённости задуманного самодержцем: «Лихое, невесёлое было житьё в Петербурге. Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались, трещали крутобокие барки; снег и косой
дождь наплюхивал целые озёра на площадях и улицах. < … > На чёрном пожарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора … торчали четыре виселицы. < … > В грязи, в жёлтом тумане, на забиваемых в болотный ил сваях возникали каждый день всё новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные
дома переселяемых бояр. < … > Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, — народ не знал».
Характеристика дела Петра в авторской речи совпадает с мнением народа: «Но всё же случилось не то, чего хотел гордый Пётр; Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде».
Пот, кровь, жестокость петровских преобразований будут позже показаны и в романе «Пётр Первый», но авторское неприятие сменится на признание объективной необходимости реформ, что скажется в выборе конфликтов, расстановке персонажей, подборе средств изобразительности.
Почти через десять лет после рассказа появится пьеса «На дыбе» (1928). По-прежнему Толстой подчёркивает трагическое одиночество Петра, воплощает мысль об обречённости его дела, страшных последствиях реформ. Но дело было не только во влиянии Мережковского, о котором неоднократно говорил сам Толстой. Нельзя не обратить внимание на название пьесы, написанной уже после того, как были созданы первые главы нового романа, посвящённые детству Петра.
Историческая аналогия позволила Толстому выразить отношение не только к прошлому, но и к современным событиям. Вызвавшая резкую критику пьеса была в 1930-е годы дважды переработана Толстым и поставлена на сцене под новым названием «Петр Первый». Переработка шла прежде всего по линии исторической концепции произведения: менялась оценка дела Петра.
Это было, по определению Толстого, «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски». В чём это выражалось? На первый план выдвинулось изображение народа как активного деятеля истории. По-новому решалась проблема исторической личности, усиливалась идея её зависимости от исторических событий, связь с ведущими тенденциями эпохи. Основополагающим становился принцип изображения жизни в развитии, борьбе противоречий, острых столкновениях нового со старым. «Человека, — писал А.Н.Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Расставлялись акценты в изображении духовенства, купечества.
Роман о Петре создавался в период (1929-1944), когда искусство всё чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Этот интерес поощрялся и направлялся властью, озаботившейся привлекательностью образа вождя и самой идеи централизованного государства.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.