4.7
(15)

       В русской литературе XIX века особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву, создавшему, по мнению И. С. Тургенева, «речи, которым не суждено умереть». Одна из центральных тем в его зрелой лирике — тема любви, особым драматизмом раскрывающаяся в стихах, посвященных Е. А. Двнисьевой. Состояние влюбленности для поэта столь же естественно, как и напряженные мысли о вечных вопросах бытия.

       Читая стихотворение «Певучесть есть в морских волнах …», представляется человек, одиноко стоящий на берегу моря и размышляющий о жизни и смерти, любви и свободе, сиюминутном и вечном …

        У Тютчева немного стихотворений с точными датами. В данном случае она известна — 11 мая 1865 года. Стихотворение писались прямо в коляске, во время поездки автора на острова в Петербурге на девятый день смерти его детей от Денисьевой.

«Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах».

      В этих строках виден поэт особого философского склада — у него не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Его ум бьется над загадками мироздания, стараясь проникнуть в тайну противоречивого единства природы и  человека.

«Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, _

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем».

       Тютчев говорит о разъединении человека с природой как  о чем-то противоестественном, не соответствующем «невозмутимому строю» природного бытия. Душа, поющая не то,  что море, противопоставляется «созвучью полному в природе».

       Человек — это тростник, стоящий перед огромной вселенной-морем. Но это тростник «мыслящий», он  ропщет в общем хоре, вместо того чтобы издавать стройный шорох в гармонии с бытием.

«Откуда, как разлад возник?

И от чего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?»

      «Пытаясь понять его причину, автор предполагает, что  разлад существует более в сознании человека, а не в действительности. Как говорится в 4-й, не публикуемой в последствии строфе, человеческой души отчаянный протест остается  «гласом вопиющего в пустыне. Причина разлада с природой заключена в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в злые страсти, не в силах принять в себя ее гармонический и благодатный мир. В то же время общий строй бытия природы таков, что живая индивидуальность выделена из него.

       Тютчев считает, что этот разлад — временный протест, после чего происходит либо слияние с природой, либо гибель (не случайно поэт сравнивает человека с тростником, который растет не на суше, а в «прибрежных камышах» и погибает без воды).

      Язык стихотворения поражает своей красочностью, живостью, трепетностью слов и оборотов. Поэт использует метафору «мыслящий тростник» — человек, эпитеты  «стихийные споры», «зыбкие камыши», «призрачная свобода». И что  интересно: от произведения не веет сочиненностью, оно кажется само собой родившимся.

      Природа в стихотворении, словно живое существо. Она  чувствует, дышит, грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии, но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы. Он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

      В «Певучести …» немало реминисценций: это и «мыслящий тростник» Блеза Паскаля, который  писал, что человек всего лишь тростинка, но он возвышеннее вселенной, «ибо имеет сознание» ; и римский поэт Авсоний, вложивший в слова «естъ музыкальная стройность в прибрежных камышах» (эпиграф к стихотворению) христианский подтекст, и не вошедший в итоговую редакцию библейский «глас вопиющего в пустыне».

     Ф. И. Тютчев пытается познать беспредельные миры непознанного: таинственный «океан» вселенского бытия и сокровенные стороны человеческой души. Это очень характерное для поэта стихотворение, где явление в природе подобно тому, что происходит в душе человека.   Стихийные споры потрясают не только природу, но и внутреннюю  жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошенность.

«И от земли до крайних звезд

Все безответны и поныне.

Глас вопиющего в пустыне,

Души отчаянный протест».

     Читая стихотворение «Певучесть есть в морских волах …» понимаешь, что размышления автора становятся и  твоими личными размышлениями. Мысль Тютчева всегда сливается с образом, взятым  из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно. В этом и состоит загадка поэзии и философии Ф. И. Тютчева.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажная, философская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Композиционно стихотворение в виде лирического фрагмента распадается на три части.

Часть 1

Высказывается мысль, что в мире природы всё подчинено всеобщему закону гармонии: «Невозмутимый строй во всём, // Созвучье полное в природе».

Часть 2

Осознание разлада человечества с природой: «Лишь В нашей призрачной свободе // Разлад мы с нею сознаём».

Часть 3

Лирический герой пытается понять причины человеческой оторванности от мира природы:  «Откуда, как разлад возник?»; он признаёт, что свобода человека «призрачна».

Часть 4

Человек несчастлив и одинок, не может постичь гармонию мира:

Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне.

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема: разлад между человеком и природой.
Идея: личное «я» мешает человеку полностью стать частью природы.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Эпитеты: в стихийных спорах, в зыбких камышах, невозмутимый строй, созвучье полное.

Метафоры: шорох струится, в общем хоре, душа не то поёт, ропщет тростник.

Риторический вопрос:

И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

4.7 / 5. 15

.