0
(0)

Фридрих Шиллер — выдающийся немецкий поэт и драматург, который стал выразителем идей Просвещения — свободы, равенства, справедливости, права личности на борьбу против насилия. Ли не самой известной его драмой, в которой было опоэтизируется борьбу швейцарских кантонов против австрийцев во времена средневековья, стала пьеса «Вильгельм Телль».

Уже из названия драмы становится понятно, что именно Вильгельму Теллю суждено выполнить роль народного избранника, который побудил к борьбе против поработителей. В основу образа Телля автор положил швейцарскую сагу о искусного стрелка из лука, со временем стал символом патриотизма, мужества и свободолюбия.

Интересно, что в начальных эпизодах драмы Вильгельм Телль — человек спокойный и мирный. Он с радостью помогает людям в беде, живет уединенно с женой и сыном Вальтером, ежедневно рискуя жизнью в борьбе со стихиями. Хороший охотник на серн и отличный гребец, Вильгельм Телль вовсе не собирается с кем-то конфликтовать:

Пусть каждый дома будет жить в тишине,

Кто сам смирный, того оставят с миром …

Он верит, что терпение дадут свои плоды и все пройдет. Телль — человек набожный, уважает всякую власть, выполняет различные повинности. Но одновременно он сам говорит, что любит жизнь только тогда, когда каждый вновь его завоевывает. Телль не случайно говорит о том, что он может положиться только на себя. Герой Шиллера привык к самостоятельности, он убежден, что «тот, кто силен, сильный сам». По моему мнению, именно эта черта характера героя подсказывает нам, что Телль — героический персонаж, однако эти качества его натуры пока «спят». Показательно и то, что Телль отсутствовал на Рютли, где крестьяне принимали важное решение об объединении кантонов. Осознанию Вильгельмом того, что борьба обязательно будет, способствует ряд событий, которые должны подтвердить его исключительные способности.

Уже в самом начале драмы Телль единственный, кто осмеливается спасти от гнева тирана Баумгартена, который убил наместника Геслера за то, что тот начал приставать к его жене. Он же не собирается кланяться австрийском шляпе Геслера, за что и был наказан: ему приказано стрелять в яблоко на голове сына Вальтера. В этот момент в душе Телля происходит внутренняя борьба. Он даже извиняется ландфогта, но Геслер не шутит. По моему мнению, важно то, что, прежде чем попасть в яблоко, Вильгельм прячет за пазуху еще одну стрелу. После удачного выстрела Телль объясняет, что если бы он убил сына, то сразу отомстил правителю.

Как видим, внешне смирный Телль не собирается мириться с унижением его достоинства, ведь здесь прежде всего были нарушены его естественные права человека и отца. С другой стороны, этот случай становится будто спусковым механизмом для активного борьбы крестьян против поработителей.

Вильгельм Телль не просто мститель, прежде всего он гуманный человек. Именно на его нравственности подчеркивает Шиллер, когда вводит в произведение Паррициду — швабского герцога, который убил своего дядю-императора. У народного героя, как утверждает автор, ничего не может быть общего с обычным преступником. Вместе с тем именно его гуманность не позволяет Теллю оттолкнуть вывод убийцу. И поэтому по просьбе герцога о помощи он показывает ему путь через горы в Италию, к Папе Римскому, что единственный, по мнению Вильгельма, может помочь преступнику найти путь к спасению.

Итак, мне кажется, образ Телля выполняет в драме и воспитательную функцию, влияя на формирование народного характера. Наверное, именно поэтому в образе Телля прослеживаются определенные черты фольклорного героя: его исключительные поступки (спасает в бурном озере беглеца, поцилюе в яблоко, убегает в бурю с лодки) требуют чрезвычайных личных качеств. А его стрела, которой Телль убивает Геслера, является как бы воплощением самой судьбы.

Шиллер понимает, что народ не протестует, пока не произойдет что-то чрезвычайное (как в случае с Теллем и его сыном). Именно поэтому автор заставляет всех ждать, пока избранник волею случая не побуждает народ к борьбе. Вильгельм Телль не предводитель. Судьба избирает его своим проводником, поэтому в драме его выдвинуто на первый план, но не отделена от народа. Однако и народ в драме «Вильгельм Телль» — это уже не просто толпа. Это сообщество героических личностей, каждая из которых так же может возглавить войну за независимость, как и Вильгельм. Толпа описана идеальной, она организована, обладает духовностью, а ее представители (Штауффахер, Фюрст, Мельхталь) разговаривают исключительно высокой языке.

Народный характер драмы сказался и на ее поэтике, о чем свидетельствует выраженность массовых сцен, введение в текст народных песен, описаний достопримечательностей горной швейцарской природы.

0 / 5. 0

.