4.7
(9)

Важный эпизод в жизни Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это поездка героя в Отрадное (второй том, часть 3, главы 1-3). Попробуем проанализировать эту сцену. 

По опекунским делам сына Болконский едет в имение Ростовых. В этот период князь Андрей находится в состоянии внутреннего кризиса, ещё не оправившись после своего ранения, смерти Лизы, чувства глубокого разочарования в своём «Тулоне». Душевное состояние героя Л.Н. Толстой раскрывает с помощью пейзажа, внутреннего монолога. И здесь писатель использует приём психологического параллелизма. По дороге в Отрадное Болконский замечает старый дуб с обломанной корой, который не хочет подчиняться «обаянию весны». 

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — так фиксирует писатель душевное состояние князя Андрея. Здесь оно созвучно состоянию природы, героем владеет чувство отчаяния и безысходности. 

В Отрадном он видит Наташу, счастливую и улыбающуюся, и ему отчего-то «становится больно». Здесь писатель использует приём контраста, сопоставляя внешнюю обстановку и душевное состояние Болконского. День удивительно хорош, ярко светит солнце, кругом «всё так весело», молодёжь в доме Ростовых беззаботно радуется жизни. А в душе князя Андрея — необъяснимая тоска. И здесь. Л. Н. Толстой раскрывает состояние героя с помощью внутренних монологов. Наташа Ростова безотчётно привлекает Болконского. 

«Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей». 

Далее мы видим прекрасный майский пейзаж: ночь, «свежую и неподвижно-светлую», ряд подстриженных чёрных деревьев, сочную зелень, почти полную луну на светлом, беззвёздном небе. Природа дана здесь в восприятии героев. Болконский воспринимает её сдержанно, в рамках своего темперамента и мироощущения. Однако Наташу эта картина приводит в восторг. Чувства её писатель раскрывает с помощью диалога. 

«Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня … Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало», — восклицает она. Автор здесь подчёркивает эмоциональность этой героини, любовь к природе, тонкое понимание красоты. 

Болконский же, напротив, выступает здесь как человек рассудочный и рациональный. Таким образом, уже в этой сцене Толстой в определённом смысле противопоставляет этих героев. 

Однако встреча эта оказалась благотворной для души князя Андрея. Она способствовала выходу его из кризиса, породив в нём «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд». И в финале данной сцены Толстой вновь подчёркивает это характерной картиной природы. Возвращаясь домой через ту же березовую рощу, Болконский не узнаёт старого дуба, который «весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».

Героя посещает чувство радости, неосознанных надежд, весеннего обновления. Используя приём психологического параллелизма, автор здесь подчёркивает глубокую связь человека и природы. 

Рассматриваемый эпизод является развитием действия в бытовом сюжете романа. Здесь впервые соприкасаются главные герои произведения — Наташа Ростова и Андрей Болконский. Автор намекает нам на возможность развития отношений между ними, зарождение любви. 

4.7 / 5. 9

.