0
(0)

Политические взгляды Радищева ярко проявляются в его произведении «Путешествие из Петербурга в Москву». В этом произведении Радищев затронул главнейшие вопросы русской жизни. Он прямо и резко поставил вопрос о самодержавии и царском государственном управлении. Автор «Путешествия» показал злоупотребления чиновник. ов и судей. В главе «Чудово» изображен начальник, который не оказал помощи двадцати утопавшим. В главе «Зайцово» писатель рассказал о злоупотреблениях в судах и о судьях-взяточниках, а в главе «Спасская Попасть» — о злоупотреблении служебным положением государева наместника, который посылал в Петербург за устрицами курьера, под предлогом отправки казенных бумаг. Это описано мастерски: «Жил-был, — рассказывает автор, — где-то государев наместник. В молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устрицы и был до них великий охотник. Пока деньжонок своих мало было, то он от охоты своей воздерживался — едал по десятку, и то когда бывал в Петербурге. Как скоро полез в чины, то и число устриц на столе его стало прибавляться. А как попал в наместники и когда много стало у него денег своих, много и казенных в распоряжении, тогда стал он к устрицам, как брюхатая баба. Спит и видит, чтоб устрицы кушать. Как пора их приходит, то нет никому по кою. Все подчиненные становятся мучениками. Но во что бы ни стало, а устрицы есть будет». Сколько здесь иронии, как гневно бичуется чиновник, злоупотреблявший службой! Автор подчеркивал, что подобное отношение к службе и к законам возможно только при самовластии. Он прямо заключал: «Блаженны в единовластных правлениях вельможи. Блаженны украшенные чинами и лентами. Вся природа им повинуется. Даже неосмысленные скоты угождают их желаниям и, дабы им в путешествии, зевая, не наскучилось, скачут они, не жалея ни ног, ни легкого, и нередко от натуги околевают. Блаженны, повторяю я, имеющие внешность, к благоговению всех влекущую. Кто ведает из трепещущих от плети, им грозящей, что тот, во имя коего ему грозят, безгласным в придворной грамматике называется, что ему ни А, ни О во всю жизнь свою сказать не удалось; что он одолжен, и сказать стыдно кому, своим возвышением; что обман, вероломство, предательство, блуд, отравление, грабеж, убийство не больше ему стоят, как выпить стакан воды … Все крестьяне их почитают и боятся, думая, что они через – естественные повелители. Над ними сии обманщики властвуют по своей воле». Радищев прекрасно показал при роду самодержавия и причины существования вельмож самовластных, попирающих всякие законы, живущих за счет народа. Он рассказал, как постепенно сложились феодальные отношения и выросла придворная каста, как постепенно были урезаны права человека и «на место мужества водворилась надменность и самолюбие», вместо благородства души выросло раболепие, усилилась до крайних пределов власть царей и вельмож. Радищев указывал, что самодержавие является причиной социальных бедствий и несчастия людей. Он говорил, что цари никогда не заботились о народе, а только несли ему порабощение. В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске». он показывал, что никогда в истории  человечества не было случая, чтобы царь добровольно уступил самовластие и дал свободу народу.

Радищев был непримиримым врагом самодержавия. Его нисколько не подкупало и то, что самодержавие рядилось в порфиру просвещения, что Екатерина заигрывала с европейскими философами. Он считал источником и носителем верховной власти только народ и настойчиво разъяснял, что от природы все люди получили одинаковые права и что «порабощение есть преступление». Особенно хорошо Радищев разоблачил самодержавие в аллегорическом сне в главе «Спасская Попасть». Когда Прямовзора открыла глаза правителю, то он увидел вещи в их настоящем виде и сказал: «Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого, ноги мои стояли в тине». Истина — Прямовзора убеждает «сидящего на престоле» изгнать аристократов-чиновников, которые его кружают, и призвать «верных своих подданных» к управлению. Но вместе с тем Истина разъяснила правителю, что эти подданные «вдали от тебя, не тебя любят, но любят отечество», они «готовы всегда на твое (царя) поражение, если оно отмстит порабощение человека». Из этих слов видно, что Радищев недвусмысленно ставил вопрос о народном управлении.

Идеалом Радищева было «равновесие во властях» и «равенство в имуществах», т.е. политическое и экономическое равноправие. Подобные основы свободы и равенства Радищев заимствовал из просветительской французской философии XVIII в. Он считал, что борьба за восстановление поруганного человеческого достоинства путем уничтожения крепостного строя, борьба за политическую свободу должна предшествовать борьбе за социальное переустройство общества на основах «равенства имущества».

0 / 5. 0

.